Где собирают грузовики Вольво

Кто производитель Вольво — Китай или Швеция?

Шведский концерн, производивший прекрасные, безопасные и удобные легковые автомобили Volvo, стал одним из наиболее влиятельных на европейском рынке премиальных машин. Но ведь с 2000 по 2007 годы концерн не развивался, предлагая покупателям одинаковые модели со старыми двигателями. Секрет успеха шведской автомобильной компании заключается в союзе с китайцами. Формальная корпорация Geely просто выкупила шведское предприятие, но договор больше напоминает слияние.
Китайцы дали обязательство не переименовывать марку, сохранить европейский бренд Вольво, страна производитель должна остаться Швеция, а Geely не имеет права использовать технические наработки концерна в своих машинах. Интересно, соблюдают ли китайцы подписанный договор?

Есть ли в мире другие страны, где собирают Вольво?

Многие автолюбители путают Швецию с другими скандинавскими и европейскими странами, считая, что Volvo собирается в Норвегии, Швейцарии или даже в Германии. На самом деле, единственный завод корпорации Вольво находится в Гетеборге, Швеция. Это предприятие даже после покупки китайцами концерна остается в данном городе и не сокращает своей деятельности.

Наоборот, китайские инвестиции дали шведской компании огромный толчок. Есть несколько важных аспектов, которые изменились в 2007 году:

появились деньги и технические возможности для разработки совершенно нового модельного ряда;
соединились усилия дизайнеров мощной уже на то время компании Geely и шведов;
бренд Вольво получил огромный китайский рынок, на котором его авто продаются без лишних пошлин;
новые технологии стали внедряться в машины благодаря щедрым инвестициям;
завод расширил штат, усовершенствовал производственные линии и получил много прочих преимуществ.

Если сегодня рассматривать технологичность производителей автомобилей, можно смело заявить, что Volvo является одним из лучших в Европе заводов. Здесь стоит новейшее оборудование, полностью все процессы сборки автоматизированы. Машины получаются не просто качественными, они, наконец, соответствуют своему ценнику. До 2007 году машины Вольво покупали только в странах Скандинавии. Они были слишком дорогими и устаревшими.

Китайские автомобили Geely после кооперации со шведами

Сразу после объединения европейского и китайского производителей под крышей одного концерна у Geely появились новые модели, которые на три головы были выше своих предшественников. Фактически весь модельный ряд сменился, новые двигатели стали давать больше лошадок, требуя меньше топлива. Да и внешний вид серии Emgrand сильно ушел вперед.

В модельной линейке Джили даже появился кроссовер, который не был заявлен до этого. Связаны такие изменения со следующими вариантами развития компании:

несмотря на запрет использования технологий Volvo, китайцы перетянули определенные наработки шведов на свою сторону;
в результате двустороннего сотрудничества с европейскими инженерами были получены новые разработки;
компания пополнилась хорошим доходным активом и смогла инвестировать в собственное производство;
в Китай пригласили на работу инженеров из Швеции.
Последнее предположение является проверенным и доказанным фактом. Но в Geely отрицают тот факт, что это связано с разработкой успешной серии автомобилей Engrand. Впрочем, для потребителя никакой разницы нет. Если компания выпускает хорошие автомобили, пусть берет технологии там, где ей это удобнее. Для потребителя важнее то, насколько качественную машину он может приобрести в салоне. Именно поэтому шведы сегодня вполне довольны семилетней кооперацией с китайцами.
Завод в Гетеборге растет и развивается, марка обзаводится новыми моделями, а все свои основные обещания корпорация Geely выполняет.

По нашему мнению, не столь важно, в каких странах собираются Вольво, ведь намного важнее восприятие от автомобиля, его надежность и комфорт. А что вы думаете об этом?

Грузовики Volvo собираются в Зеленограде

Компания Volvo Truck Corporation (VTC) стала первым зарубежным производителем грузовых автомобилей, создавшим в России предприятие по сборке своих грузовиков. К 15 сборочным заводам VTC в разных странах мира прибавился российский, с производительностью на начальном этапе 200 – 300 автомобилей в год, который находится в Северном округе столицы. Предприятие, торжественно открытое 20 марта 2003 г., имеет статус совместного – партнером VTC выступает российская Акционерная промышленно-финансовая корпорация «Система». Меморандум о взаимопонимании, в рамках которого и был создан завод, подписан с ней еще 24 ноября 1999 г.

«С пуском совместного предприятия, которое будет называться «ВТС Зеленоград, – отметил накануне пуска завода глава представительства Volvo Truck Corporation в России Ларс Корнелиуссон, – мы открываем новую страницу в истории развития Volvo на российском рынке. Учитывая относительно стабильную политическую ситуацию и значительный рост экономических показателей в стране, руководство Volvo считает, что время для основания промышленного присутствия в России выбрано правильно!» А вот мнение об этом событии Йормы Халонена, президента и исполнительного директора Volvo Truck Corporation: «Имея промышленную базу в Москве, мы усилили наши позиции в России. Чтобы расти вместе с рынком, необходимо присутствие в стране».

Партнер VTC АФК «Система» относится к крупнейшим в России диверсифицированным холдингам. Более 70% ее активов сосредоточено в высокотехнологичном бизнесе. Основанная в 1993 г. «Система» в настоящее время владеет и управляет более 200 предприятиями различных отраслей. Сферами ее интересов являются телекоммуникации (в структуру «Система Телеком» входит более 16 компаний, предоставляющих в России свыше 15% услуг местной, а также 3% междугородней и международной телефонии), электроника (входящий в АФК концерн «Научный центр» – крупнейший в России научно-производственный комплекс электронной промышленности), недвижимость и строительство (ЗАО «Система-Галс» – это 25 профильных предприятий и 2 млн. м 2 недвижимости), страхование (страховое общество РОСНО – часть АФК «Система»), радиотехника (сеть институтов и промышленных объектов), нефть и нефтепродукты, торговля (ТД «Детский Мир»), финансы (банки и институты), туризм (ВАО «Интурист») и масс-медиа («Литературная газета», С.-Петербургская «Смена»).

Комментируя сотрудничество с VTC, президент «Системы» Е. Новицкий подчеркнул, что этот проект является частью политики АФК по привлечению ведущих мировых компаний в качестве стратегических партнеров.

Перед началом сборки грузовиков Volvo производственное помещение СП подверглось реконструкции. Его площадь составляет 2 800 м 2 , плюс 600 м 2 административных помещений. Персонал завода – 20 человек, включая администрацию. Сборка машин началась с моделей Volvo FН12 4х2 (тягач для международных перевозок) и Volvo FН12 6х4 (для строительства). Предполагается сотрудничество с российскими производителями кузовов и специального оборудования «Бецема», «ИнтерепайпВан» и «КОМЗ-Экспорт» («Тигарбо»).

Вначале количество комплектующих российского производства будет равно нулю, но в дальнейшем оно должно постоянно расти.

Технология сборки автомобилей предусматривает наличие на заводе 7 основных постов и 4 участков досборки агрегатов и систем прежде, чем они попадут на основную сборку. На первом посту производится клепка рамы, затем следует установка мостов, пневмоаппаратуры и электрокабелей, а также клапанов тормозной системы и кронштейна для крепления аккумуляторной батареи (пост 2). На 3-м посту закрепляют силовой агрегат на раме, устанавливают колеса, радиатор, противоподкатный бампер и передают машину на 4-й пост. Следующая операция цикла – закрепление кабины. На 5-м посту проверяют тормозную систему, установку мостов, работу тормозов на стенде, и, наконец, на 6-м проводят окончательную инспекцию, после чего машина подвергается дорожным испытаниям.

Но постов, как было сказано, семь. Чем же занимаются на последнем? Там работают контролеры по качеству, проводящие полный аудит собранному и испытанному автомобилю перед сдачей его заказчику. Именно по такой системе работают и остальные 15 сборочных заводов Volvo в разных точках земного шара.

Первые машино-комплекты СКД на завод «ВТС Зеленоград» прибыли в конце прошлого года. Тогда же началась и сборка грузовиков, хотя завод работал еще не в полную силу. На церемонии открытия предприятия первые собранные машины были переданы российским заказчикам.

В 2003 г. компания Volvo Truck Corporation отмечает двойной юбилей. В феврале 1928 г., 75 лет назад, был выпущен первый грузовой автомобиль Volvo. Кроме того, в 2003 г. отмечается 30-летие своей деятельности в России. Первая партия из 27 грузовиков Volvo была поставлена в СССР в 1973 г., а самый первый грузовик был отгружен на год раньше для получения одобрения Министерства транспорта.

Сегодня на российских дорогах эксплуатируется около 12 тыс. грузовиков Volvo. В их число входят как новые, так и подержанные машины. Преодолев в двухлетний срок последствия экономического кризиса 1998 г., рынок снова растет. В прошлом году VTC поставила в Россию 423 новых грузовика, в стране ей принадлежит 25% рынка импортных грузовых автомобилей. В 2002 г. объем поставок в Россию вырос на 17%. Исследования показали, что торговая марка Volvo является самой популярной среди западных импортеров и когда речь идет о покупке подержанных автомобилей. В 2002 г. 3 500 новых и бывших в эксплуатации грузовых машин нашли своих покупателей в России. Цифра солидная и указывает она на высокие потребительские качества продукции компании. Среди характерных черт грузовиков Volvo можно отметить их высокий уровень безопасности, низкий удельный расход топлива, отличную эргономику места водителя, высокую надежность, малые эксплуатационные затраты.

Читайте также  Как разблокировать сигнализацию Томагавк

Итак, завод «ВТС Зеленоград» официально вошел в число предприятий российского автопрома. «В первый год работы мы планируем собрать на нем от 200 до 300 автомобилей. В дальнейшем же готовы наращивать производство», – отметил Йорма Халонен. Перед возможным повышением налогов на ввоз новых автомобилей в Россию, компания VTC приняла единственно верное решение. Оно гарантирует, что наши водители все чаще будут садиться за руль современных грузовиков. Остается пожелать всем участникам этого проекта дальнейших успехов.

Сборочное производство Volvo Group Trucks

Между тем в сентябре 2018 года у Volvo Group Trucks мог бы быть другой юбилей – ​двадцатилетний. Есть смысл вспомнить августовский дефолт 1998 года, когда к январю рубль обесценился более чем в три раза. Именно этот период времени знаменателен еще одним событием: ​в середине сентября 1998 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия АМО «ЗИЛ» с Volvo Trucks. Планировалось параллельно производству «зиловских» грузовиков начать выпуск седельных тягачей Volvo, а позже – ​даже тяжелой строительной техники. Объем шведских инвестиций в российско-шведское СП должен был составить $ 100 млн. Сопоставимую сумму денег спустя почти десять лет Volvo Trucks вложила в калужский завод. То есть уже тогда настолько серьезно относились к российскому рынку. Однако после выпуска пробной партии из пяти автомобилей, собранных из «ящика», проект увяз в кризисе и закрылся. Причем, как говорят, тягачи Volvo, изготовленные на ЗИЛе, обходились дороже настоящих шведских машин даже с учетом предоставленных льгот. Но это продукция не серийная, и покупать такие грузовики тогда было некому из-за рухнувшего курса рубля​. Произошел значительный спад производства в России, резкий скачок инфляции. Если бы все срослось, возможно, был бы жив и старейший российский автозавод ​имени Лихачева.
Но не прошло и четырех лет после той неудачной попытки, как упрямые шведы все же открыли сборочное производство в России. Не столь большое, как с ЗИЛом, но вполне самодостаточное. Решив не связываться с государственными структурами, наладили контакты с компанией АФК «Система», и в марте 2003 года сборочное производство «Вольво Тракс Восток» начало работу в Зеленограде. По планам ежегодно должны были собирать 500 грузовиков – ​постепенно вышли на эти цифры.
Достаточно благополучная для экономики России середина 2000-х годов, успех зеленоградского завода позволили шведам пойти еще дальше. Весной 2007 года появились первые сообщения о возможном строительстве нового завода в Калуге, рассчитанного на выпуск 15 тысяч грузовиков Volvo и Renault. Тогда это воспринималось как сенсация. Инвестиции в проект превысили 100 млн. евро. До Volvo Trucks единственным в России автозаводом, производившим тяжелые грузовики-иномарки, был только «ИВЕКО-УРАЛАЗ» в Миассе. Но в 2006 году там сделали лишь 191 автомобиль, а здесь разговор шел о 15 тысячах грузовиков! Это одна треть, а то и больше от того, что производил в те годы ОАО «КАМАЗ», и ​больше, чем МАЗ… Шведы начинали строить калужский завод во времена, когда в России тяжелые грузовики раскупались как горячие пирожки, а открывать пришлось уже в разгар кризиса 2009 года. Но заводской конвейер все-таки запустили.
Фактически в Калуге построен один завод, с общей логистикой, складами, энергообеспечением, но с двумя разными конвейерами. На одном собирают грузовики Volvo, на другом – ​Renault. Кстати, в Калуге шведы осуществили даже свои планы по производству тяжелой строительной техники – ​рядом с автозаводом построили завод Volvo Construction Equipment. Без участия АМО «ЗИЛ». Сейчас этот район за рекой называют ни больше ни меньше, как калужским индустриальным кластером Volvo Group.
Постепенно, несмотря на кризис, калужский завод все же обогнал по производительности сборочное производство «Вольво Тракс Восток» в Зеленограде. Уже в 2010 году в Калуге изготовили 1236 автомобилей, а в декабре 2011 выпустили 5000-й грузовик. В 2013 году был собран 10 000-й Volvo и 2000-й Renault. К осени 2014 собрали свыше 16 000 грузовых автомобилей Volvo и Renault. Вообще 2014 год стал в истории завода запоминающимся. Во-первых, в марте с конвейера сошел первый грузовик нового поколения Volvo FH, и с той поры все калужские FH – ​только такие. Во-вторых, в конце июня завод впервые полностью приостановил свою работу, а рабочих до середины августа отправили в отпуска, более продолжительные по времени, чем обычно.
В этот период уже наметилась тенденция к падению продаж у всех продавцов и производителей грузовиков в России. Рухнувшие затем мировые цены на нефть, конечно же, обвалили и российский рынок – ​мы это до сих пор ощущаем. Но очередной наш кризис не помешал Volvo Group Trucks в конце ноября запустить новый завод – ​по производству кабин для Volvo Trucks и Renault Trucks.
Открыв этот завод, сделав Volvo и Renault еще более российскими автомобилями, шведы практически сразу же были вынуждены свернуть производство французских грузовиков. Сейчас цех Renault перепрофилирован под логистику и обучение сотрудников. Об успехах в 2015 году бессмысленно спрашивать у автопроизводителей, присутствующих на российском рынке… У Volvo Group Trucks калужский завод простаивал с февраля по октябрь. В 2016-м постепенно набирали темп: с 1 до 12 грузовиков в день, почувствовали подъем рынка.
Уверенность в росте появилась в 2017-м. И как бы то ни было, а к концу лета 2018 года в Калуге изготовили уже 25-тысячный, юбилейный грузовик, и более 20 000 из них – ​грузовики Volvo. Сейчас возобновление производства грузовиков Renault Trucks связывают с ростом продаж у нас «чистопородных» французских автомобилей. Если около 1,5-2 тысяч в год будет продаваться, ​тогда появляется смысл оживить это направление.
Сейчас на заводе собирают 26 грузовиков в смену, но планируют выйти на уровень 28 а/м. То есть порядка 6-7 тысяч грузовиков в год. Конечно, это не запланированные 15 тысяч двух марок и не 10 тысяч Volvo, но все равно значительно больше, чем у любого другого производителя из большой семерки в России. Напомним, в РФ не построил свой завод только DAF Trucks, и скорее всего строить не будут. Зная, с каким трудом и остервенением потомки викингов отвоевывали себе место на российском рынке тяжелых грузовиков, не каждый возьмется за такое дело.

Volvo – ​российский производитель

Главная цель, которую обозначили весной 2007 года в компании «Вольво Тракс Восток», – ​сделать грузовики Volvo российскими автомобилями юридически. Поэтому с самого начала работали в соответствии с постановлением № 566 Минпромторга РФ о режиме промсборки. Напомним, именно на этом постановлении, как грибы после дождя, начали расти производства легковых и грузовых автомобилей-иномарок в России. У «Вольво Тракс Восток» статус российского производителя – ​с мая 2009 года. Но даже в Зеленограде на грузовик уже подсобирали раму, устанавливали импортированные из Европы мосты и двигатель, затем ставили готовую и собранную кабину. В Калуге раму собирают полностью – ​приходят отдельно два лонжерона, ящик траверс, кронштейны, «ведро» болтов. И в результате получается готовая рама – ​не хуже, чем у шведов. Но в России быть «отечественным производителем» не просто. Постоянно необходимо выполнять какой-то очередной этап в требованиях постановления № 566 по локализации. Но как только подходит время – ​у Volvo Group Trucks уже все готово. Поэтому статус «отечественного производителя» без проблем пролонгируется каждый год. В конце 2014 года как раз близился срок обязательного запуска производства кабин – ​к этому времени построили новый завод.
Затем очередным этапом локализации стало требование организовать сборку коробок передач – ​в 2017 году наладили досборку КП. Но это не такое
производство, как в Набережных Челнах на СП «ЦФ КАМА», где локализация коробок 60 %, где делают валы, шестерни, используют российские отливки корпусов. Для коробок Volvo один из российских заводов наладил производство алюминиевого картера маховика, а коробку привозят в Россию вообще без этой детали. В Калуге их собирают воедино. То есть все требования соблюдены, качество коробок – ​высокое, а затраты предельно минимизированы. Если понадобится заниматься дальнейшей локализацией – ​в соответствии с этим принципом разумной достаточности вполне освоят подобную сборку двигателей. Известно, что специалисты Volvo Group Trucks плотно работают с российскими производителями компонентов. Понятно, что ни при каком уровне локализации на калужских грузовиках Volvo никогда мы не увидим 16-ступенчатую коробку ZF, хотя картер маховика, изготовленный по стандарту SAE 1, позволяет это сделать. Иначе этот грузовик не будет Volvo. Во всяком случае компания «РОСТАР» из Набережных Челнов, специализирующаяся на выпуске деталей подвески, уже осваивает некоторые детали и для калужского конвейера Volvo. Наверняка появятся и другие российские производители, которые обеспечат Volvo Group Trucks нужными компонентами высокого качества.

Читайте также  Как правильно трогаться и тормозить на механике

Сделано в России: как устроен и что производит завод Volvo Group в Калуге

На фоне непростой экономической обстановки новости из производственного сектора всегда привлекают к себе внимание. На этот раз повод предоставила Volvo Group, пригласив нас на своей завод в Калуге.

ТАКТЫ И РИТМЫ

Сегодня калужское предприятие, как заявляют в шведской компании, является самым современным в производственной системе Volvo в мире. И занимает оно чуть ли не лидирующие позиции по качеству готовой продукции. Ежедневно завод, где работают около 800 сотрудников, изготавливает 38 кабин, 12 из которых идут на экспорт на другое европейское производство Volvo в бельгийском Генте. 26 кабин, соответственно, устанавливают на шасси, и в его составе они отправляются российскому покупателю. Производственный такт завода составляет те же 26 грузовиков в день при пятидневной рабочей неделе в односменном графике. Цех сборки завода состоит из пяти линий установки: осей, двигателей, кабин, основной и финальной. Время такта составляет 16,5 мин, именно за этот временной промежуток тот или иной узел или агрегат проходит одну станцию сборки. Оси и мосты в их многочисленных исполнениях, как для моно-, так и для полноприводных шасси завод получает уже в готовом виде из Германии, Бельгии, Швеции. На сборочных линиях их оснащают рессорными либо пневматическими подвесками, реактивными штангами, стабилизаторами и сопутствующей тормозной архитектурой (трубками, шлангами, электропроводкой). Калужское предприятие выпускает машины с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х2 и 8х4. В производственной гамме двигателей присутствует 11‑ и 13‑литровые версии с различными настройками мощности и крутящего момента. Моторы, так же, как и оси, приходят на производство в практически собранном виде, на них лишь монтируют часть навесного оборудования (компрессоры, генераторы, приводные ремни). Те, что объемом в 11 л, изготавливают во Франции, версии с большим объемом — в Швеции.

В лонжеронах просверливают именно то количество отверстий, которое потребуется на сборке.

В грузовиках Volvo Trucks используют рамы лестничного типа. Лонжероны рам соединяют с поперечинами заклепками и болтами. Заклепочные соединения (их доля составляет примерно 10 %) придают дополнительную жесткость конструкции, испытывающей большие знакопеременные нагрузки, поясняют инженеры Volvo. Склад «лестниц», как, впрочем, и других элементов, совсем небольшой, потому запчасти идут на линию практически с колес доставившей их экспедиции. Под каждую комплектацию в лонжеронах просверливают именно то количество отверстий, которое будет использовано на сборке. Этот подход отличает шведов, от, например, немецких автопроизводителей, которые сверлят их с запасом, видимо сразу под все комплектации. Поэтому, на том же Mercedes-Benz или MAN нет проблем перенести кронштейн запаски в удобное для использования место.

FMX 8×4 Tridem с трехосной задней тележкой.

На версии FMX 8×4 Tridem применена задняя управляемая подъемная ось.

Гигант-автопоезд для компании «Алроса».

Особая гордость завода — производство кабин. Здесь функционирует линия окраски с подготовкой поверхности в катафорезных ваннах (нанесение антикоррозионной защиты). Размер ванн позволяет погрузить в них кабину полностью. При этом любая из многочисленных емкостей с реагентом может быть оперативно исключена из процесса (например, в случае поломки), а ее место займет исправная. В любом случае безопасность персонала и окружающей среды будет обеспечена автоматической системой мониторинга. Защитное покрытие включает несколько слоев разной толщины: сначала цинк (около 7 мкм), поверх него идут фосфаты (1 мкм), затем пленка катафореза (20 мкм) и, наконец, грунтовка (30 мкм). Слой краски имеет толщину 50 мкм.

На завод приходят уже собранные двигатели, не хватает лишь части навесного оборудования.

Особенность процесса окраски у Volvo заключается в совместном нанесении слоев эмалей на металл и пластиковые элементы внешней обшивки, благодаря чему максимальная производительность этой линии составляет 26 кабин в смену. В распоряжении заказчика палитра из более 600 цветов.

ОТКРЫТЫЕ НИШИ

На выставочной площадке завода были продемонстрированы два лесовоза на базе Volvo FMX для Cеверо-Западного и Уральско-Сибирского регионов России. Первый грузовик с колесной формулой 6×4, 13‑литровым двигателем мощностью 500 л. с. и коробкой передач I-Shift получил надстройку Alucar и кран-манипулятор Kesla. Второй грузовик имеет полноприводное исполнение (6×6) и предназначен для перевозки сортамента длиной до 6,2 м. Руководитель лесотранспортного сегмента Volvo Trucks Антон Савельев осветил отраслевую ситуацию на рынке. В 2017 году лесопромышленный комплекс России заказал 1390 грузовых автомобилей, из которых более половины (731 ед.) пришлось на долю европейских производителей. К первой половине 2018 года доля лесовозов Volvo достигла 31 % (69 ед.), что позволило занять первое место в «большой европейской семерке».

Калужское предприятие выпускает машины с разными колесными формулами.

Особое внимание на площадке было уделено модели FMX 8×4 Tridem с крюковым погрузчиком. Машина предназначена для муниципального сектора. Шасси с трехосной задней тележкой позволяет одновременно решать проблемы увеличения плеча транспортировки бытовых отходов до удаленных от города полигонов, маневренности ТС в условиях ограниченности пространства плотной застройки и резко возросших штрафов за превышение легальной массы вывозимых грузов. Так, внешний радиус разворота FMX 8×4 Tridem составил 7,9 м, что почти на 2 м меньше, чем у грузовика с колесной формулой 6х4 (9,8 м) и почти на 3 м меньше, чем у четырехосного аналога 8х4 (10,7 м) в исполнении с двухосной задней тележкой. Пока такие шасси в России не производят, но, быть может, ситуация поменяется.

В процессе сборки автомобиль проходит последовательно пять линий.

Демонстрация версий коммунальной и строительной техники.

Для горнодобывающего сегмента Volvo подготовил сразу три модели: FMX 8×4 с 13‑литровым 460‑сильным двигателем и самосвальным кузовом от IPV (ИнтерПайпВан) объемом 32 м 3 для перевозки угля. Толщина стенок кузова 6 мм, а пола 8 мм. Лонжероны рамы по всей длине (от двигателя до заднего свеса) усилены вкладышами. По соседству демонстрировался самосвал для перевозки горной породы — модель FMX 8х4 с дневной кабиной. А гигантом среди совсем не маленьких машин оказался автопоезд для компании «Алроса» в составе самосвала-тягача FH16 и четырех-осного прицепа «Тонар».

Алмазная сороконожка и другие: мы побывали на заводе Volvo Trucks в Калуге

Сборка грузовиков Volvo в Калуге началась еще в 2009 году. В 2014-м здесь же открылся цех по производству кабин — со сваркой и окраской. А чем завод живет сейчас? Я выяснил это во время поездки в Калугу, а также познакомился с грузовыми новинками Volvo на нашем рынке.

Я видел многие производства, поэтому, попав в цех сварки кабин, был удивлен: а где роботы? Оказалось, что их здесь мало и применяются они для особо ответственных и трудоемких операций вроде проварки задней стенки кабины. Основной труд ручной, но с применением специальных приспособлений — это приемлемо для небольших объемов. Кстати, о них.

В свете «софитов» кабины проверяют на наличие дефектов

Сейчас за рабочий день в Калуге сваривают и окрашивают 38 кабин (по 19 за смену). Но на дальнейшую сборку поступают только 26. Оставшиеся 12 отправляются на другой завод Volvo в бельгийском городе Гент. Соответственно, в сутки с конвейера сходит 26 грузовиков разных типов и классов.

На улице — ряды готовых кабин

Интересно, что фактически в том же здании, где расположен сборочный цех Volvo, есть и еще одна зона — законсервированный до лучших времен завод родственных грузовиков Renault. В компании ждут, когда продажи импортируемых машин достигнут полутора тысяч в год (в этом году планируют продать около тысячи), — тогда расконсервация будет оправданна. Но вернемся к Volvo.

Финальный пост сборочного конвейера — сейчас на этом тягаче впервые затарахтит мотор

Перед производством на улице организаторы выставили технику для разных сегментов — муниципального, лесного и горного. Но центром притяжения внимания стал огромный самосвал Volvo FH16 с прицепом.

Эту 750-сильную сороконожку построили специально по заказу «добывателя алмазов», компании Алроса. Сцепка будет работать исключительно на технологических дорогах в крайне неблагоприятных условиях севера. Потому и требования для постройки этого гиганта были очень специфическими.

К примеру, чтобы установить огромные колеса Michelin, пришлось буквально «подрезать» двери кабины. Сама кабина имеет толстенную дополнительную теплоизоляцию. Более того, проводка обернута специальными термолентами — так она не будет дубеть.

По всей длине самосвал имеет усиленную сдвоенную раму. На ней через толстенный подрамник установлен кузов производства компании Тонар — эта же фирма построила и огромный 30-кубовый прицеп. Общая грузоподъемность 23-метровой сцепки достигает 95 тонн при полной массе в 140 тонн, а цена — около 600 тысяч евро!

Читайте также  Как поставить машину на автозапуск томагавк

У самосвала-скальника козырек на кузове закрывает всю кабину, а красный углевоз довольствуется лишь половинной защитой

Да, на фоне этого монстра даже углевоз и самосвал для скальных пород (о похожих машинах мы подробно рассказывали в обзоре выставки Mining World 2018) выглядят скромно, не говоря уже про контейнерный погрузчик. А ведь он очень интересен!

Маневренный FMX Tridem идеально подходит на роль мусоровоза

Это FMX Tridem с колесной формулой 8х4. Об углевозе на основе такого шасси мы писали еще в 2015 году, а теперь он представлен в России, но в качестве контейнерного мусоровоза. Идея этой машины — в расположении осей: спереди одна, а сзади три.

При этом колеса подъемной задней оси могут поворачиваться, улучшая маневренность. В итоге внешний радиус поворота такой многоножки составляет 7,9 м против 9,8 м у грузовика с колесной формулой 6х4.

В гамме Volvo присутствуют и лесовозы. Эти машины предназначены для северо-западного и уральско-сибирского регионов страны

Интересно и то, что такой Tridem умеет сам себя взвешивать. На экране показывается не только масса груза, но и столь важный параметр для наших перевозчиков — развесовка по осям. Стоит такое чудо около 170 тысяч евро, и им уже заинтересовались крупные российские «мусорщики».

От лесовоза до мусоровоза: изучаем технику Volvo Trucks на заводе в Калуге

Volvo является лидером в сегменте тяжелых грузовиков на отечественном рынке. А с 2009 года в Калуге функционирует и завод по производству различных модификаций, на котором ежедневно собирают 26 грузовиков и 38 кабин, из которых 12 идут на экспорт на другую сборочную площадку шведской компании в бельгийском Генте. Обозреватель журнала «Движок» побывал на калужском предприятии и своим глазами увидел, как рождаются новые шведские грузовики.

На отечественном рынке существует такое понятие, как «Большая семерка», включающая в себя семь самых продаваемых иностранных марок грузовиков в России. Помимо абсолютных лидеров сегмента вроде Volvo, Scania и MAN, в списке «избранных» также Mercedes-Benz, DAF и Iveco с Renault Trucks. Последние два бренда, правда, имеют совсем небольшие доли на нашем рынке.

В целом ситуация на грузовом рынке России в последнее время начинает улучшаться. За семь месяцев текущего года темпы продаж уже опережают прошлогодние показатели. Практически все представители «Большой семерки» показывают серьезное увеличение продаж в процентном соотношении.

Однако одним из ключевых преимуществ непосредственно марки Volvo является очень четкое разграничение направленности продукции по трем основным направлениям: лесотранспорт, муниципальная техника и горнодобывающий сегмент.

Лесотранспортный сегмент остается одним из самых привлекательных для шведского производителя. Руководитель сегмента Антон Савельев подробно прояснил ситуацию в лесотранспортной отрасли на российском рынке. В прошлом году лесопромышленный комплекс России заказал 1390 грузовых автомобилей, из которых больше половины (731) пришлось на долю европейских производителей. К первому полугодию 2018 года доля лесовозов Volvo достигла 31% (69 экземпляров), что позволило занять первое место в «Большой семерке». Однако стоит признать, что пока до результата ответственного КамАЗа далеко абсолютно всем представителям импортной техники: в прошлом году «лесники» закупили 500 российских машин.

Одной из причин успеха лесовозной техники Volvo является множество нововведений, которые нацелены на удовлетворение потребностей заказчиков именно из этого сегмента. В частности, у моделей Volvo появился новый трехсекционный стальной бампер, снижающий расходы на его ремонт. Также шведские грузовики оснащены трехлистовой передней параболической рессорой, обладающей повышенной прочностью с необслуживаемыми втулками для более длительной эксплуатации.

Как отмечают инженеры компании, именно внедрение подобной подвески в «российские» грузовики позволило получить значительные преимущества. В условиях российских реалий «европейская» подвеска не выдерживает нагрузок, так как в наших лесных угодьях есть только грунтовки.

Кроме того, именно с целью более глубокой адаптации к российским реалиям грузовики Volvo в комбинации 6х6 оснащены передним автоматически подключаемым приводом для предотвращения проскальзывания колес и повышения проходимости на сложных участках трасс, а также трехмиллиметровой защитой поддона двигателя для предотвращения повреждения картера и патрубков промежуточного охлаждения воздуха.

На выставочной площадке завода были продемонстрированы два лесовоза: Volvo FMX 6×4 c 13-литровым двигателем 500 л. с., АКП I-Shift с понижающей передачей, надстройкой Jyfa/Alucar и кран-манипулятором Kesla, а также Volvo FMX 6×6 c 13-литровым двигателем 500 л. с., АКП I-Shift с понижающей передачей с надстройкой для транспортировки сортимента длиной до 6,2 м и максимальной полной массой автопоезда 100 тонн

Еще более интересная ситуация сложилась в муниципальном сегменте Volvo Trucks. По итогам первого полугодия 2018 года было реализовано 566 единиц техники, 19% (115 штук) из которой составили шасси европейских марок. Пока что иномаркам не получается сместить с занимаемых ими позиций российских производителей КамАЗ и ГАЗ, а также белорусский МАЗ. Однако если смотреть на ситуацию в сравнении с результатами прошлого года, то «Большая семерка» показала практически двукратный рост.

На площадке завода Volvo представила полный спектр решений для муниципального сегмента на базе шасси Volvo FL, Volvo FE, Volvo FM, Volvo FMX. Однако особое внимание было уделено модели Volvo FMX 8×4 Tridem с крюковым погрузчиком. Это решение с трехосной задней тележкой является уникальным на отечественном рынке и позволяет одновременно решать несколько проблем. Во-первых, это увеличение «плеча» транспортировки бытовых отходов до удаленных от города полигонов, во-вторых, маневренность ТС в условиях ограниченного пространства, а также резко возросших штрафов за превышение легальной массы вывозимых грузов.

Если вспомнить, с какими трудностями связан вывоз мусора из узких дворов мегаполисов, в которых и не каждая легковушка проедет, то возможности Volvo действительно удивляют. Внешний радиус разворота Volvo FMX 8×4 Tridem составляет 7,9 м, что почти на 2 м меньше, чем у грузовика с колесной формулой 6х4 (9,8 м) и почти на 3 м меньше, чем у четырехосного аналога 8х4 (10,7 м) в исполнении с двухосной задней тележкой.

Интеллектуальное управление распределением нагрузки на оси позволяет автоматически перераспределять нагрузку с первой и вторых ведущих осей на подъемную ось. Пневмоподвеска Volvo FMX 8X4 Tridem оборудована заводскими датчикам нагрузки на оси, позволяющими в онлайн-режиме отслеживать массу загруженных отходов.

А вот руководитель направления «горнодобывающий сегмент» Виталий Гетьман предложил рассмотреть его с учетом разделения продаж грузовой техники, предназначенной для перевозки угля и для выполнения других работ. В данном сегменте Volvo хоть и сохраняет ведущие позиции, но уже не является лидером. Здесь примерно по четверти всего рынка равномерно поделены между Scania, MAN, Mercedes-Benz и Volvo. В «чисто угольной» сфере лидерство безусловно принадлежит самосвалам Scania с долей больше 50%. Volvo занимает уверенное второе место с четвертью рынка.

На выставочной площадке завода были продемонстрированы сразу три модели данного сегмента: Volvo FMX 8×4 с 13-литровым двигателем 460 л. с., АКП I-Shift с понижающими передачами и 32-кубовым самосвальным кузовом IPV для перевозки угля, Volvo FMX 8×4 с 13-литровым двигателем 460 л. с., АКП I-Shift с понижающими передачами, дневной кабиной и кузовом KH-Kipper для перевозки скальных пород и автопоезд для компании «Алроса» в составе Volvo FH16, 750 л. с., с кузовом и четырехосным прицепом «Тонар» грузоподъемностью 95 тонн

Даже в той сфере рынка, где Volvo не имеет абсолютных лидирующих позиций, шведский производитель все равно обладает серьезными преимуществами, которых нет у конкурентов, в первую очередь в области работы с предпочтениями заказчиков. Например, клиент имеет возможность выбора КП под свои задачи: усиленной роботизированной механической КПП Volvo I-Shift c ползучей передачей, рассчитанной под момент двигателя до 3550 Нм, и гидромеханической автоматической КПП Volvo Powertronic, рассчитанной под момент двигателя до 2600 Нм.

То же самое относится и к выбору типа передней подвески. В зависимости от пожеланий клиента и условий эксплуатации можно выбрать между необслуживаемой передней рессорной подвеской или обслуживаемой передней с пресс-масленками. Отдельного внимания заслуживает специальное фирменное исполнение электропроводки автомобилей, работающих в экстремальных условиях, для исключения перетирания проводов о гофру оплетки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: