Как расшифровать Дмрв

ДМРВ: что это такое

Современный автомобиль воплощает в себе сгусток инженерной мысли. Каждый агрегат в нем снабжен датчиками, которые считывают информацию и отправляют ее в электронный блок управления. ЭБУ руководит всеми системами авто, обеспечивая тем самым бесперебойную и эффективную его работу.

Датчики контролируют температуру охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, положение дроссельной заслонки, количество подаваемого воздуха в камеры сгорания двигателя и многие другие параметры работающих систем автомобиля. От исправности этих маленьких приборов зависит работоспособность авто.

Среди датчиков, к исправности которых у автомобилистов внимание должно быть пристальным, особое место занимает ДМРВ. Что такое ДМРВ? ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха (в английской терминологии Mass Air Flow Sensor или MAF), предназначение которого состоит в определении количества воздуха, поступающего в двигатель. Он применяется на машинах с впрыском топлива и может использовать вместе с датчиками, определяющими температуру воздуха и атмосферное давление.

Для чего нужен ДМРВ

На фото датчик массового расхода воздуха. Она всегда находится на выходе воздушного фильтра

Как уже было сказано, главная задача ДМРВ – проинформировать ЭБУ о том, сколько воздуха в данный момент проходит в камеры сгорания силового агрегата автомобиля. Эта информация важна, поскольку в отличие от карбюраторного двигателя, рабочая смесь в котором создается карбюратором, инжекторный двигатель формирует смесь в цилиндрах. Воздух в инжекторе всасывается в цилиндры разрежением, а бензин впрыскивается форсунками.

Каждый впрыск строго дозированный, и подачу порции топлива регулирует электроника на основании информации, полученной от датчиков. Доза топлива зависит от положения коленвала, скорости, с которой он вращается, от положения дросселя, а также от количества воздуха, заходящего в цилиндры. Датчик ДМВР помогает ЭБУ сбалансировать горючую смесь и обеспечить тем самым оптимальную работу двигателя в данных условиях.

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Воздух, как компонент горючей смеси, поступает в цилиндры через воздушный фильтр по патрубку. ДМРВ монтируется в корпусе воздушного фильтра и соединяется с патрубком. Соединения герметичны, подсос воздуха недопустим, благодаря этому датчик может точно определять количество воздуха, которое выходит после очистки фильтром, и передавать информацию на блок электроники.

Внутренне устройство ДМРВ, использовавшегося в Ford Windstar

Датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые на автомобили, бывают нескольких типов:

  • Первые датчики (расходомеры воздуха) базировались на принципе изменения сопротивления резистора под воздействием изгибаемой пластины. Пластинка-лопаточка закрепляется в корпусе расходомера и под потоком воздуха изгибается – чем мощнее поток, тем больше изгиб. Меняющееся сопротивление резистора при этом сигнализирует блоку управления автомобиля о количестве поступающего воздуха в двигатель.
  • Самые распространенные сегодня расходомеры базируются на работе термоанемометрических измерителей. В корпусе датчика встроены две тонкие платиновые нити: одна рабочая, а вторая – контрольная. Обе нити нагреваются током и имеют одинаковую температуру. Рабочая нить обдувается потоком воздуха и для поддержания температуры на ней, равной температуре на контрольной нити, автоматика увеличивает проходящий через рабочую нить ток. Разность показателей проходящего через рабочую нить тока определяет количество воздуха, всасываемого двигателем.
  • В расходомерах воздуха нового поколения в качестве измерителей используют кремневые пластинки с напылением платиновым покрытием.

Читайте также: Что такое датчик кислорода или лямбда-зонд , для чего он нужен и какие функции выполняет.

Признаки неисправности ДМРВ

Check engine — может сигнализировать о проблемах с ДМРВ

Корректные данные с ДМРВ обеспечивают двигателю постоянное эффективное смесеобразование, и малейшее отклонение в работе устройства тут же сказывается на мощностных и ходовых качествах мотора. Поломка датчика может привести к невозможности запустить двигатель в работу.

Признаки неисправности ДМРВ на автомобиле могут проявляться в следующих ситуациях:

  • трудно запустить двигатель;
  • загорелся сигнал «Check engine»;
  • увеличился расход бензина;
  • ухудшилась динамика набора скорости;
  • обороты в режиме холостого хода плавают.

Эти же проявления могут говорить и о поломке других устройств на машине, поэтому нужно обратиться на СТО и провести обследование состояния датчика.

Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный блок управления) и как он обрабатывает данные от ДМРВ и других датчиков.

Как проверить ДМРВ

Отключение датчика массового расхода воздуха

Определить неисправность датчика массового расхода воздуха можно попытаться самостоятельно. Есть несколько способов проведения регламентных работ для этой цели.

  • На работающем двигателе отключить колодку с проводами от датчика. ЭБУ будет питать двигатель по показаниям, исходящим от датчика дросселя. Обороты мотора вырастут. Затем нужно осуществить тест-драйв– улучшение работы силового агрегата укажет на неисправность ДМРВ.
  • С помощью вольтметра проверить напряжение между проводами «сигнал датчика» и «масса». При включенном зажигании (двигатель не работает) напряжение на вольтметре должно быть в пределах 0,9-1,4 вольта. Повышенное напряжение свидетельствует о проблемном датчике.
  • Можно попытаться почистить внутренности датчика от грязи, применив для этой цели аэрозоль, с помощью которого промывают карбюратор.

Современные расходомеры – это сложные и неподдающиеся ремонту приборы, поэтому устранять самостоятельно поломку в них не получится. Восстановить корректную работу двигателя при поломке ДМРВ можно только его заменой.

Видео о ДМРВ

Читайте также: Что такое Интеркулер и как он влияет на поступающий воздух.

Как поменять датчик самостоятельно

Установить новый расходомер на место старого можно самостоятельно. Для это нужно:

  • отключить зажигание;
  • отсоединить от датчика колодку с проводами;
  • отсоединить впускной патрубок, идущий от воздушного фильтра, предварительно ослабив отверткой крепежный хомут;
  • ключом на 10 открутить два болта крепления устройства к корпусу фильтра;
  • извлечь датчик;
  • проверить плотность прилегания уплотнительного кольца в посадочном месте расходомера;
  • установить новый прибор и закрепить его на фильтре;
  • надеть патрубок на корпус датчика и затянуть хомут.

На последнем этапе ремонта проверяется работа двигателя в различных режимах.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — как он работает, симптомы, проблемы, проверка

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или MAF) является одним из ключевых компонентов электронной системы впрыска топлива в автомобиле. Он установлен между воздушным фильтром и впускным коллектором двигателя. Датчик массового расхода воздуха измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, или расход воздуха.


В современных автомобилях датчик температуры всасываемого воздуха или IAT встроен в ДМРВ. Существует несколько типов датчиков расхода воздуха, однако в современных автомобилях используется датчик с термосопротивлением. Посмотрим, как это работает.

  1. Как работает ДМРВ
  2. Проблемы с датчиком массового расхода воздуха
  3. Симптомы плохого ДМРВ
  4. Как проверять ДМРВ
  5. Проверка ДМРВ мультиметром
  6. Чистка ДМРВ
  7. Что нельзя делать
  8. Использование очистителя ДМРВ
  9. Замена датчика расхода воздуха
  10. Как продлить жизнь ДМРВ

Как работает ДМРВ

В датчике массового расхода воздуха есть небольшой провод, нагреваемый электрически (термосопротивление). Рядом с измерительным элементом установлен датчик температуры, который измеряет температуру воздуха возле термосопротивления.

Когда двигатель работает на холостом ходу, через измерительный элемент проходит небольшое количество воздуха, поэтому для поддержания температуры термосопротивления требуется очень низкий электрический ток.

Когда вы нажимаете на газ, дроссель открывается, позволяя бОльшему количеству воздуха проходить через измерительный элемент. Проходящий воздух охлаждает термосопротивление.

Чем больше воздуха проходит через провод, тем больше электрического тока необходимо для поддержания его в горячем состоянии. Величина тока пропорциональна воздушному потоку.

Небольшой электронный чип, установленный внутри ДМРВ, преобразует электрический ток в цифровой сигнал и отправляет его на блок управления двигателя (ЭБУ).

Контроллер использует сигнал воздушного потока для расчета количества впрыскиваемого топлива. Цель состоит в том, чтобы поддерживать соотношение воздух / топливо на оптимальном уровне.

Кроме того, ЭБУ использует показания расхода воздуха для определения моментов переключения автоматической коробки передач. Если ДМРВ не работает должным образом, АКПП также может переключаться по-другому.

Проблемы с датчиком массового расхода воздуха

Проблемы с ДМРВ распространены во многих автомобилях, включая BMW, GM, Volkswagen, Mazda, Toyota, Nissan и др. Чувствительный элемент может быть загрязнен или поврежден.

Например, в некоторых двигателях Mazda Skyactiv неисправный датчик массового расхода воздуха может привести к тому, что двигатель будет проворачиваться, но не заводиться.

Неправильно установленный или загрязнённый воздушный фильтр может привести к более быстрому выходу из строя датчика расхода воздуха. Чрезмерное замачивание моющегося воздушного фильтра также может вызвать проблемы с ДМРВ.

Симптомы плохого ДМРВ

Загрязненный или неисправный датчик массового расхода воздуха не может правильно измерить расход воздуха. Это приводит к тому, что компьютер двигателя неправильно рассчитывает количество впрыскиваемого топлива.

Читайте также  Сколько литров бак Приора 2

В результате плохой датчик массового расхода воздуха вызывает различные проблемы, в том числе незапуск, остановка двигателя, снижение мощности и плохое ускорение. Кроме того, неисправный ДМРВ может вызвать загорание индикатора Check Engine или Service Engine Soon.

Проблема с MAF также может изменить настройку переключения передач АКПП.

Когда сигнал датчика расхода воздуха отличается от ожидаемого диапазона, ЭБУ регистрирует неисправность и сохраняет соответствующий код ошибки, включая индикатор «Check Engine» на приборной панели.

Этот код неисправности можно получить с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque. Обычно с датчиком массового расхода воздуха связаны следующие коды ошибок:

Коды неисправностей P0171 — слишком бедная смесь, блок 1 и P0174 — слишком бедная смесь, блок 2 также часто вызваны плохим или загрязненным датчиком массового расхода воздуха.

Как проверять ДМРВ

В современных автомобилях единственным способом проверки датчика массового расхода воздуха является использование диагностического прибора.

Автомеханики измеряют количество воздуха (показания ДМРВ) на разных оборотах. Они сравнивают показания со спецификацией производителя или с показаниями заведомо исправного датчика.

Показания датчика массового расхода воздуха измеряются на холостом ходу, на 1000 об / мин, 2000 об / мин и 3000 об / мин.

Загрязнённый или неисправный ДМРВ, в большинстве случаев, будет показывать более низкий расход воздуха, чем заведомо исправный. В некоторых редких случаях неисправный датчик может показывать более высокие значения.

Конечно, разные двигатели будут иметь разные показания. Расход воздуха зависит от объёма двигателя, поэтому показания двигателя V6 или V8 будут выше.

Низкие значения массового расхода воздуха не означают, что датчик неисправен. Засоренный воздушный фильтр или забитый каталитический нейтрализатор также могут привести к снижению показаний датчика воздушного потока.

Подсос воздуха также влияет на показания датчика. Вот почему механики используют заведомо исправный датчик для сравнения показаний.

Есть ли способ проверить показания датчика массового расхода воздуха в домашних условиях? Конечно, например, здесь мы использовали приложение Torque для измерения показаний ДМРВ на разных оборотах.

Этот датчик исправный.

Чтобы использовать любое диагностическое приложение для смартфона, вам понадобится адаптер Bluetooth или Wi-Fi, который подключается к разъему OBD.

Иногда плохое электрическое соединение на разъёме датчика также может привести к тому, что показания воздушного потока окажутся вне диапазона. По этой причине клеммы разъёма, а также проводку необходимо тщательно осмотреть.

Часто, если воздушный фильтр не установлен должным образом, или корпус воздушного фильтра не закрыт, часть мусора может засосаться в датчик массового расхода воздуха и вызывать проблемы.

Иногда мусор может попасть во время замены воздушного фильтра. В этом случае ремонт прост. Датчик массового расхода воздуха должен быть очищен, а воздушный фильтр должен быть правильно установлен или заменён.

Проверка ДМРВ мультиметром

Этот способ работает на датчиках Bosch с номерами: 0 280 218 116, 0 280 218 004, 0 280 218 037.

Включаем мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, выставляем предел 2 вольта.

  1. Жёлтый (ближний от лобового стекла) — вход сигнала датчика;
  2. Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
  3. Зелёный — заземление;
  4. Розово-чёрный — к главному реле.

Цвета проводов могут меняться, но их расположение остается неизменным.

Включаем зажигание, двигатель не заводим. Подключаем мультиметр красным щупом к жёлтому проводу, а черным — к зелёному (на массу). Таким образом, мы измеряем напряжение между указанными выводами.

Использовать иголки и прочие дополнительные соединения не рекомендуется, т. к. они вносят погрешность в измерения. Смотрим показания мультиметра.

Напряжение на выходе нового датчика 0,996 — 1,01 вольта.

В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.

  • от 1,01 до 1,02 — хорошее состояние датчика;
  • от 1,02 до 1,03 — неплохое состояние;
  • от 1,03 до 1,04 — ресурс ДМРВ на исходе;
  • от 1,04 до 1,05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то эксплуатируем дальше;
  • 1,05 и выше — пора заменить ДМРВ.

Эти же показания можно получить и без мультиметра, используя, например, приложение OpenDiag mobile.

Чистка ДМРВ

Если датчик загрязнен, можно попробовать очистить его. Чистка датчика массового расхода воздуха — деликатная процедура и может использоваться в качестве временного решения. Иногда это может помочь.

Что нельзя делать

Нельзя продувать датчик воздухом из компрессора. Можно оборвать проводники от кристалла к плате. Они очень тонкие (ок. 0,01мм) и мягкие. Закреплены гелеобразным компаундом, который растворяется лёгкими растворителями, и деформируется сильным потоком воздуха. Т. е. дунув компрессором, можно компаунд сдуть и оторвать проводники.

Для промывки нельзя использовать кетоны и эфиры. По трём причинам:

  1. Растворяют компаунд.
  2. При высыхании очень сильно охлаждают кристалл. Он может лопнуть, треснуть.
  3. Растворяют «маску» на кристалле.
  • лазить в измерительный элемент спичками, зубочистками, ватными палочками и пр.;
  • промывать всякими средствами типа Wynn’s;
  • не использовать очистители карбюратора «Абро», «Hi-Gear» и т. п.;
  • не использовать аэрозоли с ацетоном, этиловым эфиром.

Использование очистителя ДМРВ

Для промывки датчика массового расхода воздуха лучше использовать специальный аэрозольный очиститель ДМРВ, например, LIQUI MOLY (арт. 8044) или KERRY (арт. KR9091).

Для этого необходимо снять датчик, по-возможности открутить измерительный элемент и распылить на него очиститель. В зависимости от загрязнений, повторить процедуру несколько раз. Дать высохнуть.

Замена датчика расхода воздуха

Если ДМРВ неисправен, его необходимо заменить. Это довольно просто. Деталь стоит от 50 до 350 долларов.

При замене датчика массового расхода воздуха убедитесь, что воздушный фильтр установлен правильно.

Что такое и зачем нужен ДМРВ в автомобиле

Современные двигатели оборудованы инжекторными устройствами подачи топлива, что подразумевает использование специальных, измерительных сенсоров. Среди всего электронного оборудования выделяется датчик массового расхода воздуха ДМРВ.

Зачем нужен ДМРВ

Силовые установки новых авто оборудованы «умной» системой топливоподачи. Электронные блоки в режиме реального времени отслеживают параметры устройства и позволяют точно рассчитать требуемое количество топлива и воздуха.

ДМРВ выполняет важную роль и при его отказе, СУ начинает работать некорректно. ДВС начинает задыхаться или захлебываться, что негативно сказывается на его производительности, мощности.

Сам ДМРВ передает на ЭБУ информацию о количестве газов, входящих через впускной коллектор, что позволяет ему, верно, определять требуемый объем горючего для образования смеси.

Почему ДМРВ выходит из строя

Сам по себе сенсор представляет элементарную конструкцию, устанавливаемую на магистраль между воздухачом и дросселем.

Чувствительный сенсор закрыт непроницаемым, пластиковым корпусом, что защищает его от вибраций и попадания влаги, пыли. Отказ устройства без причин невозможен – это исключает его конструкция. Обычно датчик ломается ввиду следующих факторов.

  1. Механические повреждения. При неаккуратном ремонте или попадании в ДТП корпус датчика может быть поврежден, что может стать причиной его отказа.
  2. Намокание. Попадание воды во время неправильной мойки является частой причиной обращения на СТО. Также подобные проблемы могут проявиться, когда машина постояла под дождем с открытым капотом.
  3. Короткое замыкание бортовой сети – при резком повышении напряжения тонкая электроника может перегореть или полностью выйти из строя.
  4. Глубокий разряд АКБ. В некоторых машинах используется электроника, приспособленная к работе только при нормальном напряжении. Если фактический показатель понижается ниже установленного предела, оборудование может заглючить.
  5. Дефект при производстве. От заводского брака не застрахован никто. В особенности это проявляется при покупке не оригинальных деталей от сомнительных производителей. Избежать подобного поможет использование только фирменных деталей от проверенных брендов.
  6. Программный сбой. Подобные проблемы не являются прямой поломкой устройства, но доставляют массу неудобств. Автомобилисты нередко обращаются на СТО именно с неполадками в бортовом компьютере.

В отдельных случаях, за неправильное поведение датчика могут отвечать и повреждения сопутствующих элементов. К примеру на машинах отечественного производства и старых иномарках, нередко спровоцировать подобное поведение могут факторы:

  • разболтался клеммный разъем датчика;
  • повреждена проводка, отвечающая за сенсор;
  • на контактной группе устройства присутствует окисление, ржавчина;
  • неправильно подключены сигнальные провода;
  • ЭБУ неправильно считывает данные;
  • поврежден гофрированный канал подачи воздуха (треснула стенка, и часть газов уходит);
  • неплотно затянуты хомуты креплений.
  • глюк прошивки;
  • засорился или поврежден воздушный фильтр.

В отдельных случаях устройство может выйти из строя совершенно по непредсказуемой причине. Бывает такое, что подобное случается прямо во время движения по дороге и ничего не предвещает беды.

Читайте также  Как перезагрузить сигнализацию Томагавк 9030

Как понять, что ДМРВ вышел из строя

Прямо говоря, датчик посылает на ЭБУ сигнал о количестве воздуха, проходящего к инжектору и «мозги» определяют, сколько горючки нужно подать. В самых распространенных конструкциях моторов, пропорции топлива и поступающего газа, строго соблюдены и примерно равны 1:14. Когда ДМРВ выходит из строя, барахлит, происходит нарушение смесеобразования, что кардинально меняет динамические характеристики силового агрегата.

При нарушении в работе узла происходит резкое изменение поведения автомобиля. Только наблюдая за поведением машины можно понять, что узел требует вмешательства. Обычно признаками поломки датчика массового расхода воздуха являются факторы.

  1. Снижение динамики транспорта. Неправильно образованная топливная смесь плохо сгорает в цилиндрах, что негативно сказывается на разгоне, плавности хода машины.
  2. Мотор не заводится или самопроизвольно глохнет. Когда чувствительный элемент ложно срабатывает или посылает неверный сигнал в бортовой компьютер, при старте может подаваться некорректное количество топлива. При этом движок заливает или задыхается. Аналогичное действие может происходить и во время холостого хода.
  3. На приборной доске светится индикатор «проверьте двигатель». Световой указатель может проинформировать автомобилиста о поломке задолго до появления серьезных проблем. Тонкая электроника настроена на считывание мельчайших ложных данных и передачу импульса к основной аппаратуре.
  4. Повысился расход горючего. Когда машина изначально берет 10-12 литров на сотню, а затем резко увеличивается потребление до 15-16 – следует немедленно проверить исправность сенсора. Также отдельные автомобили страдают тем, что могут в один момент опустошить часть бака, а затем вести себя как обычно.
  5. Плавают обороты силовой установки. Подобное возможно при некорректном срабатывании датчика при нажатии на педаль газа или спокойной работе мотора. Опасность скрывается в том, что при езде, машина может внезапно ускориться без нажатия на педаль газа.

При обнаружении подобных неполадок официальные дилеры рекомендуют немедленно обратиться к специалистам для профилактического осмотра машины.

Негативные последствия неправильной работы ДМРВ

При некорректной работе датчика массового расхода воздуха могут проявляться негативные факторы. Среди самых распространенных выделяются.

  1. Критический перерасход бензина/дизеля. Деталь может передавать слишком сильный импульс на электронику, что провоцирует интенсивную подачу горючего в камеру сгорания.
  2. Нестабильная работа мотора при разгоне, холостых оборотах. Машина начинает дергаться, может непредсказуемо заглохнуть.
  3. Ускоренный износ катализатора, сажевого фильтра. Неправильное смесеобразование приводит к увеличению сажи в выхлопе, что негативно отображается на чистоте выхлопа.
  4. Критический износ поршневой группы. Когда смесь горит неправильно, нарушается температурный режим мотора. Подобные проблемы впоследствии приводят к заклиниванию поршневой группы со всеми вытекающими неприятностями.

Проверка ДМРВ на исправность

Существует два метода определения поломки. Первый заключается в поездке к мастеру. Второй подразумевает самостоятельный поиск проблемы. Если с СТО все понятно, при домашнем ремонте могут возникнуть некоторые затруднения. Домашний ремонт обычно происходит поэтапно и заключается в следующих действиях.

Внешний осмотр

Здесь следует открутить магистраль воздухоподачи после фильтра и осмотреть внутреннюю поверхность трубопровода. Здесь должно быть чисто и сухо. При наличии грязи, капель влаги или прочих загрязнений, они могут забить отверстие сенсора, что повлечет его неправильную работу.

Подобное может произойти, если воздухофильтр долго не менялся, сломался маслоотбойник системы вентиляции картера.

Устранить проблему можно путем тщательной очистки всех поверхностей, продувки сопла датчика.

Отсоединить расходометр

Если отключить датчик от бортовой системы – ЭБУ переходит в аварийный режим работы и подает топливо, основываясь исключительно на положении дросселя. Если машина начнет работать нормально – датчик точно неисправен.

Проверка прошивки

При наличии диагностического сканера, можно подключить его к устройству и проверить наличие ошибок в прошивке или переустановить ее. Более точные манипуляции с программным обеспечением зависят от модели машины.

Считывание ошибок

В большинстве современных машин имеется встроенная функция самодиагностики. После перевода приборной доски в сервисный режим, на дисплее отразится список цифробуквенных кодов, обозначающих причину поломки.

Если распознать отказ штатной системой не получается, можно прибегнуть к внешнему сканеру. Устройство подключается через штатный вывод бортовой сети, и при помощи него выполняется полная диагностика. Примечательным является то, что внешний сканер позволяет достаточно точно определить причину поломки и место, где ее следует искать.

Замена датчика

Самым простым и надежным способом проверки машины будет замена датчика на заведомо исправный. Принцип заключается в том, чтобы поставить новый прибор и проверить стабильность двигателя с ним.

Прозвонка

Мультиметр переводится в режим измерения постоянного тока с предельным напряжением 2 Вольта. В зависимости от типа датчика и производителя автомобиля, распиновка контактной группы может значительно отличаться. Следовательно, перед процедурой потребуется найти сервисную информацию по требуемой модели авто. Также предварительно изучается рабочий диапазон напряжения сенсора (номинальные параметры отдельных экземпляров могут незначительно отличаться).

Как заменить ДМРВ – общие положения

В зависимости от марки машины и модификации силовой установки принцип и последовательность действий может значительно отличаться. В большинстве случаев датчик представляет собой отдельный элемент конструкции с собственным питанием и обособленной линией передачи сигнала. В более сложных моторах ДМРВ выступает частью сложного модуля и меняется блоком.

Следующая инструкция носит исключительно информативный характер и отображает принципиальную последовательность действий.

  1. Установить автомобиль на противооткатные упоры или ручной тормоз.
  2. Открыть капот и снять плюсовую клемму с аккумулятора.
  3. В зависимости от конструкции блока открутить датчик с посадочного гнезда или ослабить хомут крепления воздухопровода.
  4. Отключить клемму контактной группы ДМРВ от штепсельного разъема.
  5. Установка нового устройства выполняется в обратной последовательности.

Главным фактором при выполнении операции является тщательное соблюдение чистоты. Тончайшие настройки сенсора могут сбиться при попадании влаги или пыли. Также от мастера потребуется необычайная аккуратность. Внутри детали расположены чрезвычайно чувствительные элементы, их легко повредить при случайном ударе или тряске.

Отдельно следует учитывать, что выполнять операцию самостоятельно можно только при полной уверенности в собственных силах. Если имеются сомнения – рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту.

Профилактика поломки

Чтобы избежать отказа датчика массового расхода воздуха следует придерживаться некоторых рекомендаций.

  1. Вовремя менять воздушный фильтр. Забитые ячейки нередко пропускают частички пыли, способные нарушить правильность восприятия обстановки.
  2. Своевременно осматривать резиновые и пластиковые элементы магистрали на предмет растрескивания, дыр, ослабления креплений.
  3. Аккуратно пользоваться мойкой. При попадании воды в подкапотное пространство, жидкость может попасть в электронные блоки, чем спровоцировать их некорректную работу.
  4. Не допускать глубокого разряда аккумуляторной батареи. Электроника некоторых машин может «взбунтоваться» при критическом снижении напряжения в бортовой сети.
  5. Использовать только фирменные запчасти для ремонта. При установке поддельных или низкокачественных деталей, производитель машины не может дать гарантии, что они будут правильно работать.

Датчик массового расхода воздуха представляет собой простейший и важный элемент конструкции силовой установки. От правильности работы сенсора зависит стабильность функционирования мотора, количество потребляемого топлива. Если деталь работает некорректно, автомобиль будет дергаться, туго разгоняться или самостоятельно газовать.

ДМРВ (датчик массового расхода воздуха)

    236 14 199k

ДМРВ или на английском MAF, полное название датчик массового расхода воздуха, в обиходе так называемый расходомер воздуха – прибор, регулирующий уровень подачи воздуха в цилиндры двигателя.

Имеет определяющее значение в правильном выполнении процесса дозировки смешения топлива и воздуха при образовании горючей смеси. Его сигнал в сочетании с сигналами от лямбда-зонда, ЭБУ преобразует в цифровые данные необходимые для вычисления нужного для впрыска в камеры сгорания объема топлива.

Устройство ДМРВ

Одна из распространенных видов конструкции датчик массового расхода воздуха – основана на нагретой проволоке. А другой, не менее популярный расходомер устроен на основе флюгерной заслонки.

Устройство датчика массового расхода воздуха.

Основные виды

Расходомеры воздуха могут различаться по конструкции и способу измерения. Узлы устаревшей на данный момент конструкции построены на основе трубки Пито. Это лопаточные расходомеры, в основе которых лежит мягко закрепленная пластинка, которая отгибается под напором воздуха. На степень изгиба реагирует потенциометр, изменяющий в зависимости от этого свое сопротивление и таким способом измеряет силу воздушного потока.

Более современными считаются устройства с термоанемометрическими измерителями. Принцип действия у таких расходомеров следующий: в устройстве смонтирован платиновый теплообменник. Чем больше воздуха проходит через прибор и попадает на теплообменник, тем больше энергии затрачивается на сохранение разности температур между ними. Поскольку теплообменник представляет собой крайне тонкую пластинку, отложения, неизбежно появляющиеся на ней, серьезно влияют на качество измерений. Чтобы избежать этого, после каждой остановки двигателя пластина мгновенно разогревается до 1000 градусов, сбрасывая все лишнее.

Читайте также  Как сбросить настройки Томагавк 9030

Самыми современными являются устройства с пленочными измерителями. Здесь применены кремниевые измерительно-нагревающиеся элементы с платиновым напылением.

Расположение датчик массового расхода воздуха

Располагаются расходомеры воздуха стандартно для подавляющего большинства моделей ДВС – между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром.

Сейчас наблюдается тенденция к отказу от расходомеров, что можно видеть в новейших моделях от лидеров мирового автопрома, где вместо них используются устанавливаемые во впускных коллекторах датчики абсолютного давления.

Основная причина отказа датчика – сильное загрязнение датчика частицами пыли и грязи.

Неисправности расходомера воздуха

Причинами поломки ДМРВ в большинстве случаев становится засорение или механическое повреждение устройства. Так, лопаточные расходомеры ломаются из-за масляного засорения или поломки токопроводящих деталей.

Признаками поломки прибора являются:

  1. Нестабильный холостой ход или изменение его параметров (повышение или снижение оборотов);
  2. Снижение динамики набора скорости;
  3. Появление провалов в работе двигателя;
  4. Рост расхода топлива.

В современных автомобилях еще до того, как поломка расходомера приведет к ощутимым изменениям в работе двигателя, бортовая диагностическая система будет сигнализировать о неисправности (будет гореть лампочка «чек» двигателя). В таком случае необходимо обратиться на СТО, где при помощи специализированного оборудования можно считать код ошибки и обнаружить причину поломки.

Ремонт расходомера

В большинстве случаев неисправность МАФа устраняется чисткой карбклинером. Реже могут потребоваться механические вмешательства.

Учитывая то, что условно ремонтопригодными являются только расходомеры лопаточного типа, чаще всего при поломке они просто заменяются. Что касается устройств с трубкой Пито, при попадании масла на рабочие поверхности их достаточно очистить с помощью аэрозоля для чистки карбюратора. Во всех остальных случаях также требуется замена.

Более современные пластинчатые и пленочные расходомеры не ремонтнопригодны. В случае возникновения проблем с ними можно только проверить питающую контактную сеть на предмет обрыва или замыкания проводки. Другие проблемы устраняются исключительно заменой.

Обеспечить максимальную продолжительность эксплуатации расходомера воздуха можно, своевременно меняя воздушные фильтры и хорошо ухаживая за двигателем в целом.

Часто задаваемые вопросы

Где находится расходомер воздуха?

Датчик массового расхода воздуха находится во впускном коллекторе. Если смотреть по ходу движения воздуха от воздухозаборника до двигателя, то расходомер стоит на участке между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.

Что измеряет ДМРВ?

Расходомер измеряет количество поступаемого в камеру сгорания воздуха, чтобы ЭБУ мог соответствующим образом настроить количество впрыскиваемого топлива и создать в камере сгорания правильную пропорцию топливо-воздушной смеси в зависимости потребностей двигателя при определенном режиме его работы.

Что внутри датчика массового расхода воздуха?

Технически ДМРВ является корпусом для чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха, который находится внутри. Сам датчик состоит из нескольких элементов. Главный — это термочувствительный элемент, у которого поддерживается постоянная температура. Второй — терморезистор, который поддерживает температуру термочувствительного элемента. Третий — измеритель, измеряющий разницу в напряжении, подаваемого терморезистором на термочувствительный элемент.

У классических расходомеров термочувствительный элемент выполнен в виде платиновой нити. В более современных версиях (так называемых пленочных расходомерах) он представляет собой кристалл кремния, покрытый пленками из платины.

Устройство и принцип работы ДМРВ

Для обеспечения оптимального процесса сгорания топлива и соблюдения заданных экологических стандартов требуется максимально точно определять массовый расход воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя, в зависимости от режимов его работы. Контроль этого процесса может осуществляется целым набором датчиков: датчик давления воздуха, датчик температуры, но наиболее популярным из них является датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), который иногда еще называют расходомером. ДМРВ фиксирует количество (массу) воздуха, поступающего из атмосферы во впускной коллектор двигателя и передает эти данные электронному блоку управления для последующего расчета топливоподачи.

  1. Виды и особенности работы расходомеров
  2. Конструкция и принцип действия проволочного датчика
  3. Схема и особенности работы пленочного ДМРВ
  4. Последствия и признаки неисправности ДМРВ

Виды и особенности работы расходомеров

Расшифровка аббревиатуры ДМРВ – датчик массового расхода воздуха. Устройство применяется в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями. Он расположен во впускной системе между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой и подключается к ЭБУ двигателя. При отсутствии или неисправности расходомера расчет количества поступающего воздуха осуществляется по положению дроссельной заслонки. Это не дает точного измерения, и на сложных режимах работы расход топлива повышается, поскольку массовый расход воздуха является ключевым параметром для вычисления количества впрыскиваемого топлива.

Принцип действия датчика массового расхода воздуха основан на измерении температуры воздушного потока, а потому этот тип расходомеров называют термоанемометрическими. Конструктивно различают два основных типа ДМРВ:

  • нитиевый (проволочный);
  • пленочный;
  • объемного типа с поворотной заслонкой (на данный момент практически не используется).

Конструкция и принцип действия проволочного датчика

Нитиевой ДМРВ имеет следующее устройство:

  • корпус;
  • измерительная трубка;
  • чувствительный элемент – платиновая проволока;
  • терморезистор;
  • преобразователь напряжения.

Платиновая нить и терморезистор представляют собой резистивный мост. При отсутствии воздушного потока платиновая нить постоянно подогревается до заданной температуры путем прохождения через нее электрического тока. Когда дроссельная заслонка открывается и начинается движение воздуха, чувствительный элемент охлаждается, что снижает его сопротивление. Это провоцирует увеличение “нагревающего” тока для уравновешивания моста.

Преобразователь трансформирует происходящие изменения силы тока в выходное напряжение, которое передается ЭБУ двигателя. Последний, исходя из существующей нелинейной зависимости, рассчитывает количество подаваемого в камеры сгорания топлива.

Эта конструкция имеет один существенный недостаток – со временем возникают неисправности. Чувствительный элемент изнашивается, и его точность падает. Также они могут загрязняться, но для решения этой проблемы проволочные датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые в современных автомобилях, имеют режим самоочистки. Он предполагает кратковременный разогрев проволоки до 1000°С при выключенном двигателе, что приводит к сжиганию скопившихся загрязнений.

Схема и особенности работы пленочного ДМРВ

Принцип работы пленочного датчика во многом схож с нитиевым. Однако в этой конструкции есть несколько отличий. Вместо платиновой проволоки в качестве основного чувствительного элемента установлен кристалл кремния. Последний имеет платиновое напыление, состоящее из нескольких тончайших слоев (пленок). Каждый из слоев представляет собой отдельный резистор:

  • нагревательный;
  • терморезисторы (их два);
  • датчика температуры воздуха.

Кристалл с напылением помещен в корпус, который подключается в канал подачи воздуха. Он имеет особенную конструкцию, позволяющую выполнять измерение температуры не только входящего, но и отраженного потока. Поскольку всасывание воздуха достигается за счет разрежения, скорость движения потока очень высока, что препятствует скоплению загрязнений на чувствительном элементе.

Так же, как и в нитиевом датчике, чувствительный элемент нагревается до заданной температуры. При прохождении воздуха на терморезисторах возникает разница температур, на основе которой рассчитывается масса потока, поступающего из атмосферы. В таких конструкциях сигнал в ЭБУ двигателя может подаваться как в аналоговом формате (выходное напряжение), так и в более современном и удобном для обработки – цифровом.

Последствия и признаки неисправности ДМРВ

Как и для любого типа датчика двигателя, неисправности ДМРВ означают неверные расчеты ЭБУ двигателя и, как следствие, некорректная работа системы впрыска. Это может вызвать перерасход топлива или, напротив, недостаточную подачу, что снижает мощность мотора.

Наиболее яркие симптомы неисправности датчика:

  • Появление на приборной панели автомобиля сигнала “Check Engine”.
  • Существенное увеличение расхода топлива при обычном режиме эксплуатации.
  • Снижение интенсивности разгона двигателя.
  • Сложности с запуском двигателя и возникновение самопроизвольных остановок в его работе (мотор глохнет).
  • Работа только на одном определенном уровне оборотов (низкие или высокие).

Если вы обнаружили признаки неисправности датчика массового расхода воздуха, попробуйте отключить его. Увеличение мощности двигателя будет подтверждением поломки ДМРВ. В этом случае его потребуется промыть или заменить. При этом необходимо подбирать датчик, рекомендованный производителем автомобиля (то есть оригинальный).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: