В каком году начали выпускать москвич

Москвич. История предприятия.

Полное название: ОАО Москвич

Другие названия: КИМ, МЗМА, АЗЛК

Страна: СССР, Россия

Адрес: Москва, Волгоградский проспект, 42

Существование: 1930-2006 гг.

Московский автосборочный завод вступил в строй 6 ноября 1930 года. Годом раньше компания Ford Motor подписала соглашение о создании в Нижнем Новгороде автомобильного завода и строительстве нескольких автосборочных предприятий, в том числе и в Москве. В декабре 1930 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве».

Завод приступил к сборке легковых и грузовых машин «Ford» из американских деталей. В 1933 году автосбосрочный завод им. КИМ стал филиалом Горьковского автозавода и до 1933 г. выпускал автомобили «Ford -А» и «Ford -АА», а через два года после постройки нижегородского завода перешёл на сборку автомобилей «ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА» из отечественных комплектующих (в 1932 году).

В соответствии с приказом Наркомсредмаша в 1939 году автосборочный завод им. КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое «Московский автомобильный завод имени КИМ», на котором в 1941 году начался выпуск малолитражного автомобиля «КИМ-10». До начала Великой Отечественной войны было изготовлено около 500 автомобилей «КИМ-10-50».

После начала войны КИМ выпустил более сотни легковых машин с упрощенным кузовом для армии. В годы войны он вел ремонт армейских автомобилей.

В мае 1945 года принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич» и о наименовании завода «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

Через два года начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей «Москвич-400» по образцу «Opel Kadett K38» выпуска 1938 года.

Выпуск модернизированной модели автомобиля «Москвич-401» освоен в 1954 году, а в 1956 начат выпуск «Москвича-402”.

В июле 1958 начался выпуск автомобиля «Москвич-407», а в в 1963 году начался выпуск переходной модели «Москвич-403», после того, как сошел с производства последний автомобиль «Москвич-407».

В 1964 году начат выпуск автомобилей «Москвич-408», а в мае 1967 состоялся юбилейный выход миллионного автомобиля «Москвич-408».

В октябре 1967 года выпущена первая партия автомобилей «Москвич 412», а уже через год появляются модификации этой модели: «Москвич-427» с кузовом «универсал» и «Москвич-434» с кузовом «фургон».

В октябре 1968 в связи с 50-летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В этом же году началась реконструкция завода и строительство главного сборочного корпуса. Начат выпуск автомобиля «Москвич-427» с кузовом «универсал» и автомобиля «Москвич-434» с кузовом «фургон».

В 1971 году после пуска нового конвейера объем выпуска «Москвичей» увеличился почти в два раза. На новой территории разместился комплекс кузовного и сборочного производств, объединенный в новый главный корпус завода. Образовано автомобильное производственное объединение «Авто-Москвич».

С декабря 1975 года начато производство новых автомобилей «Москвич-2138» и «Москвич-2140».

Ведутся разработки семейства внедорожников Москвич-415416.

С 1986 года с конвейера сходит автомобиль «Москвич-2141».

В 1988 году закончено производство автомобилей «Москвич-2140».

С середины 1990-х в связи с акционированием АЗЛК стал ОАО «Москвич». Первая за всю историю завода остановка главного конвейера случилась лишь в 1992 году.

С 1994 году завод находился в кризисной ситуации и часто простаивал, иногда более чем год. Тогда освоен выпуск новой модели «Юрий Долгорукий» с двигателями ВАЗ и Рено. В июне того же года начался выпуск модели «Князь Владимир» с двигателем Рено.

В конце 1997 года было начато производство новой модели автомобилей «Святогор» с двигателем «Рено» и импортными комплектующими узлами.

Вскоре модельный ряд пополнил автомобиль новой модели «Калита» с двигателем Рено, а в ноябре 98-го разработана полноприводная модель автомобиля «Калита». К марту 1999 года разработаны модели «Дуэт-1» и «Дуэт-2».
В 2000 году предприятие, работающее в убыток, резко снизило темпы производства. В 2001 году «Москвич» выпустил 800 автомобилей. В 2001 году гендиректор обратился к министру Газизуллину с просьбой разрешить реализовать старую площадку (на которой АЗЛК существовал с 30-го года). Стоимость её была достаточна для того, чтобы покрыть задолженность Мосэнерго (все производства отсюда были выведены; c 1986 года вся деятельность площадки была прекращена и эта территория не приносила ничего кроме убытков). Долги ОАО составляли более $1 млрд.

В 2002 году конвейеры завода снова остановились. С тех пор АЗЛК производит только некоторые запчасти для «Москвичей». В январе 2004 года на предприятии введено внешнее управление.

В 2005 году заработало совместное предприятие Renault и правительства Москвы «Автофрамос» на базе недостроенного завода двигателей, прилегающего к территории «Мосвича».

В Москве состоялся аукцион, на котором было продано 54 производственных объекта автомобильного завода «Москвич». Решение о продаже имущества приняли кредиторы завода, а покупателем стала управляющая компания «Метрополь».

Всё, что осталось от былой гордости отечественного автопрома, московского завода АЗЛК — это огромные цеха на территории 130 гектаров с вымороженными дорогостоящими немецкими прессами. Ещё в конце 80-х АЗЛК получил 350 миллионов рублей на строительство моторного производства, но это была лишь часть необходимой суммы. Проект развалился вместе с Советским Союзом. Закупленное оборудование разъехалось по России, а электроэнергию и отопление отключили, тысячи рабочих отправили в вынужденный отпуск, оборудование законсервировали, двери корпусов с ценным оборудованием заварили.

«Москвич» был официально признан банкротом в феврале 2006 года. Вместе с тем, столичное правительство не оставляло надежды организовать на территории завода автомобильное производство или выпуск комплектующих. В частности, прелагалось расширить производство машин Renault Logan на заводе «Автофрамос» за счет использования помещений «Москвича».

Модельный ряд «Москвич»: КИМ-10, Москвич-400401, Москвич-402407403, Москвич-4154162150, Москвич 40841221382140, Москвич-2141, Москвич-2142

История «Москвича»: некогда знаменитый.

Первые машины — «форды-А» и АА из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75 лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50 лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» — по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конструкторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода.

По сравнению со своим предшественником — 401-м (копией довоенного «Опеля-Кадет») «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору — слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2 л и подняв мощность с 26 до 35 л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы — 35–41 л.с., у «Москвича» — лишь 22,7 л.с. Отсюда — посредственные разгон и скорость.

На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы разрабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5 л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили.

В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м — новый гипоидный задний мост. Каковы сроки?

Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич-410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но министерство отдало предпочтение универсалу «Москвич-411» — он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением.

На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было.

Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х — начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, № 9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9.

Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства и отдела автопрома Госплана. Опытный образец — прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 — не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства.

Читайте также  Как расшифровать Дмрв

Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера — надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50% (!) «москвичей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны — в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое — было!

Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 — таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора завода А.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть (!) раз. На МЗМА в 1957–1959 гг. построили пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ.

И все эти работы вели всего 90 человек — таков в конце 1950-х был штат УГК МЗМА. При этом конструкторов постоянно занимали непрофильными заказами: начиная от проектирования деталей редуктора самосвала МАЗ-525 и кончая созданием… «автомата для продажи папирос» и неких «коньков Поликарпова».

В 1960-м внешность «Москвича-407» обновили, а еще через два года появился 403-й с модернизированными подвеской, тормозами, двигателем, элементами кузова и интерьера. Но и его век, несмотря на устойчивый спрос, был недолог.

В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым, даже обогнавшим некоторых зарубежных одноклассников дизайном и двигателем увеличенной до 50 л.с. мощности. Пожалуй, это был первый советский автомобиль, авторы которого всерьез задумались о пассивной безопасности. Ремни испытывали во Франции — экспортные позиции «москвичей» были сильны. Заметим, что со времени появления первой самостоятельной конструкции — «Москвича-402» не прошло и десяти лет!

Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью — 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон-Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.

А что уж говорить о заводских механиках! Всего на двух загруженных под крышу универсалах «Москвич-427» они ехали в темпе, приближенном к гоночному, а ночами ремонтировали пять (!) наших спортивных автомобилей. Это — не легенды! Еще в первой половине 1970-х на «москвичах-412» не стыдно было показаться в хорошем автомобильном обществе.

То, что было позднее, многие, наверное, помнят… «Moskvich 2140» 1976 года, несмотря на модернизацию некоторых узлов и агрегатов, сравнения с зарубежными аналогами уже не выдерживал. Хотя наконец-то появились дисковые тормоза спереди, измененный салон и кузов.

А 41-й встал на конвейер лишь через 10 лет, да и то «пока» со старым двигателем. Новый, как говорили, должен появиться вот-вот, как и седан 2142. В работе были мини-вэн, микроавтобус, «автомобиль 2000 года» по имени «Истра»… Чем закончилась новейшая история «Москвича», все хорошо знают.

…Сегодня, через полвека после дебюта «Москвича-402» остатки московского завода распродают за долги. Те, кто еще приходят сюда, пытаются сохранить хотя бы музей и архив. Юбилей пройдет без официальных делегаций, парадных речей и, скорее всего, даже без телесюжетов. Но мы с вами все-таки вспомнили эпизоды из 75-летней истории «Москвича». Она того стоит…

Как из Ford получился «Москвич» и почему машину не покупали в Европе — история АЗЛК

Заплатил всего 500 тысяч рублей, а получил внедорожник с салоном с квартиру: Kia Sportage II рекомендован к покупке

Никогда не покупайте подержанный Chevrolet в России, а особенно эту модель. Почему б/у Renault Logan лучше Lanos?

В обычном гараже с «Горбатым» ЗАЗ-965 сделали то, что не удалось целому заводу. И он на дорогах

Популярное за неделю

Новый кроссовер ИЖ «Ода» 2021-2022 раскрывается незадолго до презентации. Первые фото

Купил один раз за 400 тысяч рублей и забыл почти на всю жизнь: ТОП самых «неубиваемых» б/у кроссоверов

Новый пикап ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022 раскрывается незадолго до дебюта. Опубликованы первые фото

Абсолютно новый кроссовер МАЗ-5440 2021 впервые представили на фото: белорусы опередили «АвтоВАЗ»

Русский умелец сделал из старого ГАЗ-66 «Шишига» настоящий Hummer и даже лучше. Он прославился

«Москвич» долгое время являлся одним из самых популярных легковых автомобилей Советского Союза. Несмотря на то, что московский завод АЗЛК обрел свое название гораздо позже первой модели «Москвича», именно они являются связкой, которая обеспечила многих советских граждан недорогими личными автомобилями.

Свое начало предприятие берет в далеком 1929 году. Именно тогда советская делегация посетила США и договорилась с Генри Фордом о сотрудничестве. Американцы приехали строить новый автозавод на Волгу, сейчас там находится ГАЗ. Параллельно индустриализация распространилась и на столицу, где был возведен и запущен Московский автосборочный завод. Поначалу на предприятии собирали американские Форды. В 1930 году заводу дают имя Коммунистического интернационала молодежи, КИМ.

С запуском ГАЗа производство переформатировалось на выпуск горьковских версий грузовых машин.

Новая веха в жизни завода началась в 1939 году, когда была собрана первая московская малолитражка КИМ-10. За базу взяли две модели FORD. Основой стал 30-сильный мотор и 3-ступенчатая коробка передач. Выпускались 3-х и 5-дверные седаны, а также фаэтон. В 1940 году запустили серийное производство КИМ-10, однако с началом войны их выпуск остановили. Количество созданных до войны КИМ-ов не превысило четырех сотен экземпляров.

Сразу после победы в мае 1945 года о производстве машин вспомнили, и выпустили постановление о начале создания малолитражек «Москвич». Завод по виду выпускаемой продукции получил новое название ЗМА, а затем стал Московским заводом малолитражных автомобилей. Уже в 1947 году выпустили первый «Москвич-400», который затем превратился в 401-й. Машины собирались на базе Opel Cadett 9-летней давности и выглядели соответствующе довоенному периоду.

Последующие два десятилетия считают самыми успешными в истории будущего АЗЛК.

В эти годы вышло несколько новых моделей. Среди них «Москвич-402», который был похож на Opel Olympia Rekord и по-прежнему оснащался механической трехступкой.

В 1958 году 402-й превратился в «Москвич-407». Ему достался усовершенствованный двигатель, который развивал 45 л.с. Позднее поставили 4-ступенчатую механическую трансмиссию. Машину можно считать одним из самых успешных «Москвичей» — на его базе был создан первый в стране универсал М-423, а также версия фургона. Эту модель впервые попытались экспортировать в зарубежные страны.

Однако на Западе М-407 провалился. Из Бельгии и Голландии на завод стали поступать жалобы владельцев. У новых машин быстро появлялись задиры поршней и вкладышей коленвалов, иногда доходило до плавки корневых подшипников. Как оказалось, негативные изменения в двигателях происходили под воздействием высоких скоростей на длинных расстояниях. Зарубежные водители любили «гнать» по хорошим дорогам, а в Союзе таковые встретить было трудно. Именно эти проблемы стали толчком для разработки новых износостойких двигателей.

В 1964 году на заводе выпустили более современный «Москвич-408». К сожалению, мотор на новой модели по-прежнему не устраивал как инженеров, так и пользователей. Поэтому параллельно велась разработка 1,5-литрового двигателя из цельного алюминия.

Такой двигатель поставили уже на следующее заводское обновление, «Москвич-412». Данная модель стала самым популярным продуктом завода. Удачное творение московских автомобилестроителей экспортировали за границу.

Двигатель 412-го выдавал 75 л.с., что для автомобиля массой 1045 кг было очень неплохим показателем. Необходимо заметить, что «Москвич» удачно вписался в нишу массового автомобиля, потому что другие популярные в те времена автомобили «Волга» были слишком большими и дорогими. Несмотря на то, что продукция ВАЗ считалась намного комфортабельнее моделей московского автозавода, последних активнее использовали в сельской местности из-за их повышенной проходимости и клиренса.

Кстати, в Союзе «москвичи» параллельно выпускали на Ижевском автозаводе.

В 1968 году завод переименовали в автомобильный завод имени Ленинского комсомола, сокращенно АЗЛК.

В начале 70-х годов на развитие завода повлияло строительство в Тольятти ВАЗа. Прежние планы по выпуску «412-го» изменили. В 1972 году появился 2-миллионный автомобиль, выпущенный на АЗЛК.

На заводе планировали создать машину, которая по своим размерам бы заняла нишу между ВАЗами и легковой продукцией Горьковского автозавода. Однако планам осуществиться было не суждено, поэтому в 1976 году из стен завода вышел модернизированный АЗЛК-2140, который выглядел гораздо привлекательнее своего предшественника, однако его дизайн уже отдавал определенной долей архаики.

Пока на заводе пытались выпустить как можно больше автомобилей, падало качество сборки и деталей. Уже в конце семидесятых годов качество «москвичей» становится притчей во языцах даже в СССР, а зарубежные партнеры отказываются от закупа некачественных машин.

Параллельно конструкторы работают над новой моделью с передним приводом. Детище в виде АЗЛК-2141 выходит в свет только в 1986 году в кузове хэтчбэк С-класса. С двигателем решили не рисковать и поставили проверенный ВАЗ-овский от 2106. Далее планировали строить на базе АЗЛК-2141 множество других кузовов, для чего закупили оборудование, но в период смены государств новые автомобили так и не были запущено в производство.

Читайте также  Что такое масса в машине

В 90-х годах история завода стала стремительно угасать. «Москвич-2141» выпускали до 1997 года, а затем уже закрутилась карусель его модификаций с креном в старославянскую историю. Видоизменённые новинки получали имена русских исторических персонажей с претензией на значимость события для российского автпрома – Святогор, Юрий Долгорукий, Иван Калита, Князь Владимир и прочие. На деле затея каждый раз оказывалась пустышкой, поскольку люди видели в них прежний быстроржавеющий АЗЛК-2141.

В 2001 году закончились комплектующие для автомобилей и завод остановился. В 2006 году предприятие было признано банкротом, часть его производственных мощностей перешло в собственность Renault.

74 года «Москвичу»: от прототипа Opel до распада и производства Renault

4 декабря 1946 года с конвейера сошел первый автомобиль под названием «Москвич» — модель «Москвич-400». В день рождения бренда «Реальное время» вспоминает модели, выпускавшиеся заводом, сейчас уже не существующим, а также грустную историю его закрытия.

Первое и второе поколения «Москвичей»: 400, 402, 407 и 403

Первый из «Москвичей» стал знаковым — в первую очередь, тем, что это был первый массовый легковой автомобиль, который продавался в СССР для индивидуального использования. Предыдущие советские машины предназначались в основном для государственных нужд, и «частники» могли получить их в лучшем случае уже «б/у-шными», через комиссионные магазины.

«Москвич-400» — первая модель, выпущенная на только что открытом «Заводе малолитражных автомобилей» — до этого завод назывался «Московским автомобильным заводом имени КИМ» (по названию Коммунистического Интернационала Молодежи»), ранее — до этого — «Государственным автосборочным заводом имени КИМ».

Прототипом первого массового советского автомобиля стал Opel Kadett K38. У «Москвича» было довольно много модификаций — около десяти, причем среди них встречались и довольно экзотические варианты — например, фургон с деревянным каркасом кузова, кабриоседан и деревометаллический фургон. Всего было выпущено около 250 тысяч экземпляров 400-ого «Москвича», в общей сложности их выпускали с 1946 по 1956 годы. В автомобилях были трехступенчатые коробки передач и двигатели мощностью в 23 или 26 л.с.

На смену модели «400» пришли 402-ая (выпускалась с 1956 по 1958 годы), 407-ая (с 1958 по 1963) и 403-ая (с 1962 по 1965 годы), сделанные на основе более нового Opel Olympia. У «Москвича-402» был другой кузов, более современный экстерьер и отдельные изменения в устройстве. Пришедший на смену «Москвич-407» (самый массовый из этих трех — выпустили около 360 тысяч экземпляров) мог предложить более мощный двигатель в 45 л.с., со временем на него стали устанавливать и четырехступенчатую коробку передач. Эту модель активно поставляли на экспорт. В 403-ем «Москвиче» уже появились некоторые элементы из нового «Москвича-408», вошедшего в серийное производство с 1964 года.

Третье поколение: 408, 412 и 2140

К «Москвичам» самого известного, массового и длительного третьего поколения относят уже сильно изменившиеся визуально (и по характеристикам) модели — в первую очередь, 412-ую и 2140. Но началось все с «Москвича-408». Он выпускался с 1964 по 1976 годы, а все поколение — вообще на протяжении более чем 35 лет, — с 1964 по 2001 годы (в последние годы, правда, уже не на московском заводе).

«Москвич-408» визуально стал совсем не таким, как предшественники: кузов стал более низкий, салон — более просторным, увеличилась и колесная база. Дизайн для тех лет был современным, что позволило активно экспортировать 408-ой в страны Европы. Стал мощнее и двигатель — теперь тут было 50 л.с., а в экспортном варианте — вообще 60,5. С 1966 года модель собиралась также и на новом ижевском автозаводе, в итоге став одной из самых массовых моделей «Москвича» — их произвели около 700 тысяч штук.

412-ый «Москвич» изначально являлся версией 408-ого с более мощным двигателем — с мощностью в 75 л.с. В Москве 412-ый производился параллельно с 408-ым до 1976 года, затем обе модели объединили в модель 2140. Производство 412-ого продолжилось в Ижевске, их там выпускали аж до 2001 года, и модель стала одной из самых массовых для линейки «Москвича» — всего в Ижевске произвели 2,3 млн штук. Но все же эта модель имела свою, отдельную от московского «Москвича», историю. Также 412-ые собирали в Болгарии и даже Бельгии.

«Москвич-412″. Фото: ru.wikipedia.org

А вот в Москве началась история «Москвича-2140» — он стал рекордсменом среди произведенных на московском заводе моделей — всего их выпустили около 1,8 млн экземпляров. По сравнению с 412-ым «Москвичом» модель 2140 не получила особых изменений в двигателе, а вот кузов существенно модифицировали — изменилась и передняя, и задняя части, также изменилась светотехника, панель приборов, появились сидения с подголовниками. Модель выпускалась с 1976 по 1988 годы.

Четвертое поколение: 2141 и закат «Москвича»

В середине 80-ых на переименованном в АЗЛК («Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола») заводе стали производить машины следующего поколения. Первая и единственная массовая модель из этого поколения — «2141». Выглядела она абсолютно не так, как предыдущие модели: кузов — хэтчбек, привод стал передним, да и прототипом стала французская Simca 1307 (производитель входил в концерн Chrysler). Прототип был скопирован почти полностью, в результате «2141» стал одним из самых безопасных советских автомобилей. Двигатели изначально устанавливались от вазовской «шестерки», затем ставили двигатели производства Уфимского моторного завода. Фактически в 2141 не осталось ничего от предшественников.

Несмотря на значительно более высокую комфортабельность и современный внешний вид, «2141» не стал особо массовым. Последовавшей распад СССР привел к нестабильности качества, да и отсутствие современного двигателя не поспособствовало спросу на автомобиль. В середине девяностых на машину стали устанавливать многие детали иностранного производства, но это увеличивало стоимость, а главная проблема — быстро ржавеющий кузов — осталась.

«Москвич-2141″. Фото: ru.wikipedia.org

С 1997 по 2002 год на заводе также выпускали модель «Святогор» (2142) — тот же автомобиль, с небольшими изменениями. В основном в машину устанавливались двигатели французского производителя Renault, также немного изменили внешность. Кроме того, совершались попытки выпуска и других модифицированных моделей — таких, как седаны «Иван Калита», «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий». 1998-ой год и падение курса рубля не позволило больше использовать двигатели французского производства, машины стали слишком дорогими, но остались ненадежными. В результате в 2002 году конвейер был остановлен, АЗЛК перестал существовать. На территории завода сейчас находится завод Renault, где производят модели Logan, Duster и Sandero — также в производстве были Megane и Fluence.

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Статья об автомобиле «Москвич»: история бренда, характеристики моделей и их особенности. В конце статьи — видео об истории «Москвича». Статья об автомобиле «Москвич»: история бренда, характеристики моделей и их особенности. В конце статьи — видео об истории «Москвича».

Путь автомобильной марки «Москвич» стартовал 90 лет назад. Официально первые машины были созданы в конце 1946 года, но этому событию предшествовала долгая предыстория.

Прототип советской малолитражки

Весной 1929 года был заключён официальный договор с автокомпанией Ford. Согласно этому соглашению, с последнего квартала 1930 года и до 1934 года автозавод им. КИМ (Коммунистического Интернационала молодёжи) производил авто Ford, грузовики и легковые машины. Автомобилестроение в СССР не было сильно развито, и опыт по сборке машин по чертежам известной автомобильной компании посчитали полезным для изучения производственных технологий.

В первом квартале 1939 года автозавод, к тому времени переименованный в Московский автозавод имени КИМ, приступил к разработке собственного проекта малолитражного автомобиля. Но планам помешала война.

Подписанное в августе 1945 года Сталиным постановление содержало распоряжение «развернуть производство Opel Kadett K38 в его существующем виде». Таким образом, советская малолитражка стала практически полной копией немецкой модели авто.

До сих пор среди фанатов истории «Москвича» бытует две версии истории развития завода. Согласно первой версии, после войны из города Рюссельсхайм в Москву по репарации было вывезено практически всё заводское оборудование, конвейерные линии и технические документы с чертежами Opel Kadett K38.

Противники этой версии утверждают, что в распоряжение советских конструкторов поступило лишь несколько экземпляров самого автомобиля, и постройка завода, разработка необходимого оборудования и технической документации производились уже в Москве, нашими специалистами.

Эту версию описывает в своих мемуарах Александр Андронов, в те годы являвшийся главным конструктором МЗМА. По его воспоминаниям, оборудование для завода собиралось из трофейного, ленд-лизовского и собственного. В условиях послевоенной разрухи выпуск машин был налажен всего за два года.

Модели «Москвича» и их характеристики

Модели 400 и 401

Первая модель «Москвича» в кузове седан выпускалась девять лет – с 1946 по 1954 годы. В сущности, модель стала первым в истории Советского Союза легковым авто для индивидуального пользования.

Читайте также  Что делает радар детектор

В машине был установлен двигатель М-400 и трёхступенчатая механическая КПП. Розничная стоимость автомобиля составляла 8000 советских рублей (при средней зарплате тех времён в 600 рублей). За этот период завод выпустил со своего конвейера около 216 тыс. седанов.

Незначительные отличия между «Москвичом» и «Опелем» всё же были: «Москвич» вообще не был оснащён поворотниками, в то время как у «немца» имелись в наличии семафорные указатели.

Показательно, что в советском первенце МЗМА не было ни единой комплектующей с маркировкой «Опеля», — все они были промаркированы уже отечественными клеймами.

До нашего времени дожили некоторые авто первых моделей. Даже без реставрации можно оценить их качество — толстый прочный металл сохранился, несмотря на суровые зимы и реагенты на дорогах. Незначительно страдали лишь пороги, но при умелой реставрации это дело поправимое.

Существуют экземпляры, которые были на ходу вплоть до середины двухтысячных и имеют пробег в сотни тысяч километров.

Машина внутри не слишком комфортна, поскольку места в ней по нынешним меркам маловато. Но двигатель заводится легко, работает тихо, имеет отличную тягу. Мягкие рессоры подвески делают езду непривычной, слишком раскачивающейся из стороны в сторону.

Управлять автомобилем легко, а вот тормоза барабанного типа не имеют усилителя, и чтобы надавить их, придётся приложить существенные усилия.

Отличительной чертой работы завода являлась технология поэтапной модернизации. Серийные автомобили разных годов выпуска незначительно, но различаются между собой. Именно поэтому в модельном ряду «Москвичей» иногда сложно разобраться.

Конкретно в модели 400 за годы выпуска произошли следующие изменения:

    1951 год – перенос переключателя скорости под рулевую колонку;

  • 1954 год – замена двигателя на более мощный, в 26 л.с.
  • В этом изменённом виде авто стало именоваться «Москвич-401» и производилось практически до последнего квартала 1956 года.

    Модель 402

    Эта модель в 1956 году пришла на смену 400 и 401-м моделям. Авто сохранило от своих предшественников коробку передач, двигатель и редуктор моста. Интересным фактом является то, что кузов этой машины проектировщики создавали, что называется, «с нуля», не занимаясь прицельным копированием какого бы то ни было зарубежного аналога.

    Новая модель «Москвича» получила дополнительный объём пространства внутри салона. Также автомобиль оснастили печкой, что оказалось очень актуальным для зимних реалий.

    Даже в основную комплектацию автомобиля входил радиоприёмник, что было нетипично для других моделей той эпохи — электроника была дорогостоящей, и в основную комплектацию, как правило, не входила.

    402-я модель имела более плавный ход без раскачиваний, характерных для своих предшественников. Мощность двигателя составляла всего лишь 35 л.с.

    Позднее проектировщики внесли изменения в мотор, увеличив его объём до 1358 кубических сантиметров и «выжав» из агрегата 45 л.с. Авто с обновлённым двигателем получило маркировку 407.

    Модель 407

    Данная модель вошла в историю советского автопрома тем, что продавалась не только для внутреннего употребления, но и для реализации за рубежом. Более половины сходящих с конвейера 407-х моделей «Москвича» уходили за границу.

    К сожалению, эта модель, приносившая государству столь необходимые валютные средства, «зарубила» выпуск полноприводных моделей 410 и 411. Полноприводные машины были нужны в сельской местности, но, увы, были с производства сняты, чтобы получить дополнительные мощности для идущего на экспорт «Москвича – 407».

    Шестидесятые: модели 408 и 412

    Эпоха освоения космоса оставила след и в автопроме — по всему миру модели автомобилей становились более обтекаемыми, с чертами самолётов и ракет. Достаточно вспомнить Кадиллаки с их большими «плавниками».

    Новая модель «Москвича» не осталась в стороне от модных тенденций, обзаведясь «плавниками» сзади и «подобравшись» до обтекаемых обводов кузова.

    408-я модель впервые была собрана в 1967 году. В первых автомобилях этой серии багажная двустворчатая дверь открывалась вниз и вверх. Через пять лет эту дверь заменили обычной, открывающейся только вверх.

    В этом же году начался и выпуск модели 412, оснащённой двигателем, который был создан на базе М-10 BMW (к счастью или к огорчению, но многие модели советского автопрома изобилует калькированием зарубежных разработок). Мотор объёмом в 1490 кубических сантиметров мог выдавать мощность до 75 л.с.

    412-я модель имела целый ряд модификаций:

      412-Ю – предназначенная для жаркого климата;

    412-Э – вариант, шедший на экспорт;

    412-П – с рулём, расположенным справа;

    412-М – для медицинских нужд;

  • 412-И – с повышенным качеством системы пассивной безопасности.
  • Именно успех 412-й модели позволил заводу провести большую модернизацию. За рубежом было закуплено новое оборудование, строились планы выпуска новых успешных моделей. Но в семидесятых 412-я модель устарела и утратила спрос на экспортных рынках.

    Модели 415 и 416: повышенная проходимость

    Несмотря на то, что полноприводные модели 410 и 411, разработанные на заводе, не получили массового производства, идея создания полноценной малолитражной машины повышенной проходимости ждала своего часа.

    В 1958 году были спроектированы «Москвич – 415» с верхом из брезентовой ткани и «Москвич – 416» с металлической крышей. Обе модели двухдверные, на базе лонжеронной жёсткой рамы.

    Модель 423

    В 1957 году автозавод выпустил модель «Москвич – 423», явившуюся первым пятидверным универсалом. Эта модель проектировалась на базе модели 402 и отличалась большим объёмом багажника: при складных задних сидениях его длина составляла 1,475 м, ширина – 1,22 м.

    Модель 427

    В 1967 году увидела свет модель 427 — новый универсал, созданный на базе двигателя 412-й модели и кузова 426-й. Этот автомобиль принял участие в международном авторалли 1970 года «Лондон-Мехико». Выпускалась 427-я модель вплоть до 1976 года.

    Фургоны 433 и 434

    Фургоны пользовались спросом и выпускались в разных модификациях. Базой для 433 модели, «стартовавшей» в 1966 году, стала модель 408. Характерной чертой этого авто были гофрированные панели вместо окон второго ряда и цельнокроеные задние крылья.

    434-я модель практически полностью повторяла предыдущую модель фургона с той лишь разницей, что в ней был установлен более мощный двигатель, который также использовался на модели 412.

    Модель 444

    Эта модель в своей основе повторяла итальянскую модель «Фиат – 600». В начале 1957 года выпустили первые автомобили серии, оснащённые мотором объёмом 650 кубических сантиметров.

    В 1959 году к работе над моделью подключились конструкторы Запорожского автозавода, и в скором времени проект был полностью передан запорожским инженерам, которые в итоге создали на этих материалах Запорожец «ЗАЗ – 965».

    Модель 2140: рейстайлинг 412

    Модель 2140 появилась в 1976 году. По сути, это был рестайлинг 412-й модели. На той же технической базе изменили кузовной дизайн и салон. Модель была выполнена с учётом требований существовавших в те годы норм безопасности: мягкий пластик бортовой панели, складывающаяся при ударе рулевая колонка. Приборная панель получила подсветку, в салоне появились хромированные элементы отделки.

    К сожалению, успеха 412-й модели «Москвичу – 2140» было не видать. Ограниченный спрос на зарубежных рынках показал, что надо искать новые варианты решений.

    Неудача ознаменовалась ещё и тем, что в этот период произошла смена руководства завода, в том числе ушёл на пенсию главный конструктор предприятия, бессменный профессионал-создатель автомобилей с сороковых годов Александр Андронов. Случившийся на заводе кризис стал затяжным, и новое руководство не сумело с ним справиться.

    Модель 2141 – универсал СССР, не переживший развала страны

    «Москвич – 2141» появился в 1986 году, спустя 10 лет после того, как увидел свет хэтчбек Simca – 1308, который послужил основой разработчикам «Москвича». При выпуске 2141 имел уже устаревшие на тот момент уфимские моторы 408 и 412, что стало главным недостатком новой модели.

    Также имидж модели испортила некачественная сборка, допускавшая много щелей, и непритязательная отделка. Даже на советском внутреннем рынке машина высоким спросом не пользовалась.

    Тем не менее, перспективы у модели были, и заводской коллектив постоянно работал над её улучшением. После закупки импортного оснащения завод был готов к пуску на 90 %, но тут грянула перестройка, и страна развалилась. Попытка установить в модель двигатель от Рено провалилась после дефолта 1998 года, и «Москвич» перестали покупать совсем.

    Завод, столько лет выпускавший знаменитые «Москвичи», окончательно развалился в первом году XXI века. Конвейер встал, прошла процедура банкротства. Сейчас на этой территории собирают модели Рено: Duster и Sandero.

    Видео об истории «Москвича»:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: