Что такое геометрия колес автомобиля

Что такое геометрия колес

143 публикации 7.1k просмотров FacebookTwitterTelegram

Неравномерный износ шин, ухудшение управляемости, снижение уровня комфорта и повышенный расход топлива могут указывать на нарушение геометрии колес автомобиля.

Каковы характеристики изгиба и носка? Какие параметры считаются нормой? Как проводится регулировка? Эти и другие вопросы мы обсудим в статье.

Что такое геометрия колес?

Геометрия колес — это термин, обычно используемый автомобилистами и на СТО как «регулировка углов установки колес».

Этот параметр влияет на следующие параметры станка:

  1. Управляемость;
  2. Скорость износа шин;
  3. Стабильность.

Регулировка угла развала является обязательной для всех автомобилей, а сами работы должны выполняться мастерами с использованием специального оборудования.

Когда необходима регулировка геометрии колес?

Колесо — это устройство, изготовленное из разных материалов, каждый из которых имеет индивидуальные химические и физические свойства (вес, центр тяжести, плотность и т.д.).

Если нет отклонений по параметру регулировки, в автомобиле есть:

  • Отличная управляемость;
  • Никакого дополнительного торможения по инерции;
  • Низкая склонность к заносу на поворотах.
  • Достаточная маневренность;
  • Минимальный расход топлива;
  • Плохой износ шин;

  • Хорошая стабильность;
  • Регулировка геометрии колес необходима в следующих случаях:

    • После ремонта ходовой части, т.е замены рычагов подвески, шаровых опор, рулевых тяг, маятниковых рычагов и рулевых наконечников. Также рекомендуется выполнять развал после установки новых амортизаторов или стоек, рессор или сайлентблоков. В последнем случае рекомендуется перепроверить регулировку углов установки колес через две-три тысячи километров.
    • После наезда на препятствие или после аварии.
    • После завершения обкатки или при покупке подержанного автомобиля.
    • После завершения работы, связанные с регулировкой высоты от земли — установкой проставок, заменой амортизаторов или пружин на более короткие или более длинные.

  • Каждые 18-20 тысяч запусков или ежегодно (все зависит от того, что наступит раньше).
  • После «ремонта» авто. Проверка углов установки колес особенно важна, если шины хранились с нарушением правил (лежа на боку).
  • Как распознать нарушение углов развал-схождения, и чем это чревато?

    Нарушение параметров центровки легко узнать по следующим признакам:

    • Автомобиль смещается в сторону или рулевое колесо самопроизвольно меняет положение при движении по прямой дороге;
    • Шины быстро изнашиваются;
    • Руль перестает возвращаться в исходное положение.
    • Автомобиль не держит дорогу, поэтому надо «бежать»;
    • Снижается реакция рулевого управления, рулевое колесо становится излишне лёгким или «тусклым»;
    • В процессе торможения автоматическое затемнение с одной стороны. На скользкой дороге это часто приводит к неконтролируемому заносу;

    Как видите, нарушение геометрии колес отрицательно сказывается на управляемости и устойчивости автомобиля на дороге.

    При появлении любого из перечисленных признаков стоит обратиться на СТО для регулировки углов установки колес. В противном случае возрастает риск потери контроля и шины изнашиваются намного быстрее.

    Что такое схождение, нормативные показатели (цифры), как регулируется?

    Схождение — это параметр, который отражает угол между плоскостью, в которой вращается колесо, и направлением движения. Другими словами, это соотношение двух параметров: расстояния между передней и задней кромками колеса.

    При правильной установке и отсутствии отклонений схождение считается равным «нулю», т.е правильным.

    Параметр сходимости для каждой машины индивидуален и единого стандарта не существует. Измеряется в миллиметрах или градусах / минутах.

    Неправильная регулировка приводит к следующим проблемам:

    1. Быстрый износ шин. Если схождение 5 мм и более, то через 1000 километров рисунок на шине будет «съеден».
    2. Ухудшение управляемости (увеличивается склонность к скольжению) и устойчивости.

    Как уже упоминалось, параметр сходимости доступен в двух вариантах:

    • Минус: в этом случае изнашиваются покрышки изнутри.
    • Положительный: конструкция шины изношена снаружи.

    На новых автомобилях, оснащенных независимой подвеской, часто предусмотрены узлы регулировки для регулировки угла схождения задних колес.

    При этом последствия отклонения схождения передних и задних колес в равной степени сказываются на работе и управляемости машины.

    Что такое развал, нормативные показатели (цифры), как регулируется?

    Развал — это параметр, отражающий угол наклона колеса по отношению к вертикальной плоскости.

    • Положительный. В этом случае верхняя часть колес отклоняется вбок (наружу).
    • Минус: вершины колес втянуты внутрь.

    Основное назначение развала колес — гашение колебаний руля при столкновении с препятствиями. Вибрации не передаются через рулевую тягу, но амортизируются за счет упругости колес.

    Нарушение развала приводит к следующим последствиям:

    1. Ухудшение контакта шины с дорогой;
    2. Пониженная устойчивость на крутых поворотах;
    3. Ускорение износа шин;
    4. Измените радиус рулона.

    У большинства автомобилей, кроме тех, на которых установлена ​​подвеска Макферсон, развал составляет 0-45 ‘(иногда до двух градусов).

    На машинах, оснащенных подвеской Макферсон, развал может быть отрицательным или нулевым, что связано с особенностями конструкции автомобиля.

    Что касается конструктивных особенностей автомобилей с подвеской Макферсон, то в них не предусмотрена регулировка угла схождения.

    Распространенные причины нарушения развала:

    • Нарушение целостности рычагов;
    • Деформация ступичных узлов и стоек.
    • Разрушение резинометаллических застежек-молний;

    Это возможно при ударах в открытые ямы или люки, при сильном ударе о бордюры.

    Если развал имеет небольшое отклонение, его следует отрегулировать. Для этого вам потребуется открутить два болта, соединяющих кронштейн амортизатора и поворотный кулак, и переместить последний, чтобы получить штатные показатели.

    Не забудьте отметить болты, чтобы запомнить их расположение.

    Данная регулировка характерна в основном для отечественных автомобилей и некоторых иномарок.

    Если отклонения очень большие и не подлежат регулировке, замена амортизатора позволяет индикатору вернуться в норму. Если параметр расходится больше (на 2 градуса вверх), проверьте ступицу и шпиндель.

    Угол продольного наклона оси поворота

    Угол наклона кастера — параметр, присущий только передней подвеске. Он отвечает за управление автомобилем при прохождении крутых поворотов.

    В основном это угол, который характеризует наклон оси вращения колеса вперед-назад.

    Угол кастера бывает положительным, отрицательным и нулевым.

    На спорткарах угол атаки может составлять до семи градусов. Основная причина отклонения — выход из строя (деформация) нижнего поперечного рычага.

    Благодаря углу ролика руль возвращается в исходное положение (при правильной настройке параметра).

    На обычных автомобилях угол наклона положительный (например, у Mitsubishi Outlander XL этот параметр составляет 2,35 градуса).

    Способы регулировки геометрии колес

    Регулировка углов установки колес давно перестала быть проблемой для автомобилистов. Практически в каждом магазине есть оборудование, которое выполняет объем работы, необходимый для регулировки геометрии колес.

    Современные стенды, на которых проходят работы, бывают разных типов:

    1. Лазер;
    2. Компьютер;
    3. Оптический.

    Оборудование обеспечивает быструю и точную настройку геометрии колес с доставкой результата автолюбителю (что было до ремонта и как стало после). В этом случае общее время установки занимает не более нескольких минут.

    Главное — найти СТО с опытными специалистами, умеющими обращаться со специализированной техникой.

    Нередко владельцы автосервисов покупают оборудование для установки схождения колес, но грамотных мастеров по их обслуживанию нет.

    Многие автолюбители своими руками настраивают геометрию колес.

    Здесь можно применить один из методов:

    • С лазерной указкой;
    • С помощью телескопической линейки.

    Самый распространенный вариант — с телескопической линейкой и отвесом.

    Также для выполнения работы вам понадобится обычная линейка, мел и набор гаечных ключей.

    Сначала вы регулируете развал, а затем схождение.

    Все операции проводятся в гараже, что экономит деньги и нервы. Недостатком является большая погрешность измерения — 1 мм в ту или иную сторону.

    Подробнее по этой теме здесь https://autotopik.ru/remont/513-razval-shozhdenie-koles-svoimi-rukami.html.

    На автомобилях ВАЗ 2101, 2103 эти работы проводятся следующим образом.

    Итоги

    Регулировка геометрии колес — важная работа, которую необходимо выполнять своевременно с привлечением специалистов своего дела. Главное, чтобы проверка проводилась на современном оборудовании с помощью квалифицированного и обученного мастера.

    В заключение отметим следующие предложения.

    Также проверьте новую машину. Приобретая автомобиль в салоне, вы получаете автомобиль со всеми необходимыми настройками. Но после определенного пробега происходит просадка всех деталей, из-за чего меняются параметры углов установки колес.

    Во избежание проблем рекомендуется загнать машину на стенд через две тысячи километров.

    В случае ремонта или замены элементов подвески рекомендуется проверить и отрегулировать геометрию колес. Единственное, что не влияет на этот параметр, — это установка новых втулок стабилизатора.

    Чаще всего изменение геометрии происходит при столкновении колеса с препятствием или при падении в яму.

    При повреждении колес или элементов подвески (передних или задних) необходимо провести компьютерную диагностику.

    Что такое геометрия колес

    Неравномерный износ шин автомобиля, ухудшение управляемости, снижение уровня комфорта и повышение расхода топлива — все это может свидетельствовать о нарушении геометрии колес автомобиля.

    В чем особенности развала и схождения? Какие параметры считаются нормой? Как производится регулировка? Эти и другие вопросы обсудим в статье.

    Что такое геометрия колес?

    Геометрия колес — распространенный термин, который в обиходе автолюбителей и на СТО носит название «развал-схождения».

    Этот параметр влияет на следующие параметры машины:

    1. Управляемость;
    2. Скорость износа шин;
    3. Устойчивость.

    Регулировка угла развала-схождения обязательна для всех автомобилей, а сама работа должна выполняться мастерами с применением специального оборудования.

    Когда необходима регулировка геометрии колес?

    Колесо — узел, который выполнен с применением разных материалов, каждый из которых обладает индивидуальными химически и физическими свойствами (весом, центром тяжести, плотностью и так далее).

    Если в параметре регулировки нет отклонений, то автомобиль имеет:

    • Отличную управляемость;
    • Небольшой износ шин;
    • Достаточную маневренность;
    • Хорошую устойчивость;
    • Минимальное потребление топлива;
    • Отсутствие дополнительного торможения при движении накатом;
    • Низкую склонность к заносам во время поворотов.

    Регулировка геометрии колес потребуется в следующих случаях:

    • После ремонта ходовой, а именно замены рычагов подвески, шаровых опор, рулевых тяг, маятниковых рычагов и рулевых наконечников. Также рекомендуется сделать развал-схождение после установки новых амортизаторов или стоек, пружин или сайлентблоков. В последних случаях повторная проверка развал-схождения рекомендуется через две-три тысячи километров.
    • После выполнения работ, связанных с корректировкой дорожного просвета — установки проставок, замены амортизаторов или пружин на более короткие или длинные.
    • После «переобувки» автомобиля. Проверка развал-схождения особенно важна, если шины хранились с нарушением правил (лежа на боку).
    • Через каждые 18-20 тысяч пробега или ежегодно (здесь все зависит от того, что наступит раньше).
    • После наезда на препятствие или после ДТП.
    • После завершения обкатки или в случае покупки б/у автомобиля.
    Читайте также  Как прописать брелок Scher Khan Magicar 6

    Как распознать нарушение углов развал-схождения, и чем это чревато?

    Нарушение параметров развал-схождения легко распознать по следующим признакам:

    • Авто уводит в сторону или руль самопроизвольно меняет свое положение при движении по прямой трассе;
    • Машина не держит дорогу, из-за чего приходится ее «ловить»;
    • В процессе торможения авто тенят в одну из сторон. На скользкой дороге это часто приводит к неконтролируемому заносу;
    • Реакция на поворот рулевого колеса затормаживается, руль становится чрезмерно легким или «тупым»;
    • Покрышки быстро изнашиваются;
    • Руль перестает возвращаться в первоначальную позицию.

    Как видно, нарушение геометрии колес негативно влияет на управляемость и устойчивость транспортного средства на дороге.

    При появлении любого из перечисленных признаков стоит обратиться на СТО для регулировки развал-схождения. В противном случае возрастает риск потери управляемости, а покрышки износятся много быстрее.

    Что такое схождение, нормативные показатели (цифры), как регулируется?

    Схождение — параметр, отражающий угол между плоскостью, где вращается колесо, и направлением движения. Другими словами, это отношение двух параметров — расстояния между передним и задним краем колеса.

    При правильной установке и отсутствии отклонений, считается, что схождение равняется «нулю», т.е. правильное.

    Параметр схождения для каждого автомобиля индивидуален и единой нормы не существует. Измеряется в миллиметрах или градусах/минутах.

    Неправильная регулировка приводит к следующим проблемам:

    1. Быстрому износу шин. Если схождение 5 мм и более, то уже через 1000 километров рисунок на покрышке будет «съеден».
    2. Ухудшению управляемости (растет склонность к заносу) и устойчивости.

    Как упоминалось, параметр схождения бывает двух видов:

    • Отрицательным — в этом случае шины изнашиваются с внутренней стороны.
    • Положительным — рисунок покрышки истирается с наружной стороны.

    На новых автомобилях, оборудованных независимой подвеской, часто предусматриваются регулировочные узлы, позволяющие регулировать угол схождения на задних колесах.

    При этом последствия отклонения схождения на передних и задних колесах одинаково влияют на эксплуатацию и управляемость машины.

    Что такое развал, нормативные показатели (цифры), как регулируется?

    Развал — параметр, отражающий угол наклона колеса по отношению к вертикальной плоскости.

    • Положительным. В этом случае верхняя сторона колес отклоняется в стороны (наружу).
    • Отрицательным — верхние части колес сведены вовнутрь.

    Главное назначение развала — гашение вибраций рулевого колеса в случае наезда на препятствия. Вибрации не передаются через рулевую трапецию, а гасятся, благодаря упругости колес.

    Нарушение развала приводит к следующим последствиям:

    1. Ухудшению контакта шины с дорогой;
    2. Снижение устойчивости на крутых поворотах;
    3. Ускорение износа покрышек;
    4. Изменение радиуса обката.

    В большей части машин, кроме тех, на которых установлена подвеска «МакФерсон», развал равен 0-45’ (иногда до двух градусов).

    На машинах, оборудованных подвеской «МакФерсон» развал отрицательный или нулевой, что обусловлено особыми конструктивными особенностями транспортного средства.

    Что касается конструктивных особенностей авто с подвесками МакФерсон, то в них регулировка углов схождения не предусмотрена.

    Распространенные причины нарушений развала:

    • Нарушение целостности рычагов;
    • Разрушение резинометаллических шарниров;
    • Деформация ступичных узлов и стоек.

    Такое возможно при попадании в ямы или открытые люки, при сильном ударе о бордюры.

    Если развал имеет небольшое отклонение, то производится его регулировка. Для этого придется откручивать два болта соединяющие кронштейн стойки амортизатора и поворотный кулак и путем сдвигания последнего добиться нормативных показателей.

    Не забудьте поставить метки на болтах, чтобы запомнить их положение.

    Такая регулировка характерна в основном для отечественных автомобилей и некоторых иномарок.

    Если отклонения очень большие и не поддаются регулировке, то замена амортизатора позволяет вернуть показатель в норму. Если же параметр расходится больше (от 2 градусов и выше), то проверьте ступицу и цапфу.

    Угол продольного наклона оси поворота

    Угол кастера — параметр, который присущ только для передних подвесок. Он отвечает за управляемость машины во время прохождения крутых виражей.

    По сути, это угол, характеризующий наклон поворотной оси колеса назад и вперед.

    Угол кастера бывает положительный, отрицательный и нулевой.

    На спортивных авто угол кастера может достигать семи градусов. Главная причина отклонения — выход из строя (деформация) нижнего поперечного рычага.

    Благодаря углу кастера, рулевое колесо возвращается в исходное положение (если параметр правильно отрегулирован).

    На обычных машинах размер угла продольного наклона является положительным (к примеру, у Mitsubishi Outlander XL этот параметр равен 2,35 градуса).

    Способы регулировки геометрии колес

    Регулировка развал-схождения давно перестала быть проблемой для автолюбителей. Почти на каждом СТО установлено оборудование, выполняющее требуемый объем работ по настройке геометрии колес.

    Современные стенды, на которых выполняются работы, бывают нескольких видов:

    1. Лазерные;
    2. Компьютерные;
    3. Оптические.

    Оборудование обеспечивает быструю и точную настройку геометрии колес с выдачей результатов автолюбителю на руки (что было до ремонта, и как стало после). При этом общее время настройки занимает не большее нескольких минут.

    Главное — найти СТО, где работают опытные специалисты, умеющие обращаться со специализированным оборудованием.

    Часто владельцы автосервисов закупают технику для установки развал-схождения, а грамотных мастеров для его обслуживания нет.

    Многие автолюбители настраивают геометрию колес своими руками.

    Здесь может применяться один из методов:

    • С помощью лазерного указателя;
    • С применением телескопической линейки.

    Наиболее распространенный вариант — с помощью телескопической линейки и отвеса.

    Также для выполнения работ необходима обычная линейка, мел и набор гаечных ключей.

    Сначала регулируется развал колес, а после — схождение.

    Все операции производятся в условиях гаража, что экономит деньги и нервы. Недостаток — высокая погрешность измерений — 1 мм в одну и другую сторону.

    На автомобилях ВАЗ 2101, 2103 данные работы выполняются так.

    Итоги

    Настройка геометрии колес — важная работа, которая должна своевременно выполняться с привлечением специалистов своего дела. Главное, чтобы проверка производилась на современном оборудовании с помощью квалифицированного и обученного мастера.

    В завершение выделим следующие советы.

    Проверяйте даже новый автомобиль. Покупая машину из салона, вы получаете транспорт со всеми необходимыми настройками. Но через определенный километраж происходит просадка всех деталей, из-за чего параметры развал-схождения меняются.

    Чтобы избежать проблем, рекомендуется загонять машину на стенд после двух тысяч километров.

    В случае ремонта или замены элементов подвески желательно проверить и отрегулировать геометрию колес. Единственное, что не влияет на этот параметр, так это установка новых втулок стабилизатора.

    Изменение геометрии чаще всего происходит при ударе колеса о препятствие или при попадании в яму.

    В случае повреждения колес или элементов подвески (передней или задней) должна быть произведена компьютерная диагностика.

    Углы установки колес автомобиля

    Правильные углы установки колес – один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.

    1. Назначение углов установки колес
    2. Виды основных углов установки колес автомобиля
    3. Развал колес
    4. Схождение колес
    5. Поперечный угол наклона оси поворота колеса
    6. Угол продольного наклона оси поворота колеса
    7. Плечо обкатки
    8. Изменение значений углов установки колес и их регулировка

    Назначение углов установки колес

    Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.

    Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.

    Виды основных углов установки колес автомобиля

    Параметр Ось автомобиля Регулируемый параметр На что влияет
    Угол развала колес (Camber) Передняя
    Задняя
    Да
    (зависит от автомобиля)
    Устойчивость движения в повороте
    Преждевременный износ шин
    Угол схождения колес (Toe) Передняя
    Задняя
    Да Устойчивость при прямолинейном движении
    Преждевременный износ шин
    Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) Передняя Нет Стабилизация автомобиля при движении
    Продольный угол наклона оси поворота (Caster) Передняя Да
    (зависит от автомобиля)
    Стабилизация автомобиля при движении
    Плечо обкатки Передняя Нет Стабильность автомобиля при торможении
    Стабилизация автомобиля при движении

    Развал колес

    Развал колес (англ. camber) – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:

    • положительный (+) – когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
    • отрицательный (-) – когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).

    Положительный и отрицательный углы развала колес

    Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

    Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

    Слишком большой отрицательный угол:

    • хорошая устойчивость авто в поворотах;
    • ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
    • повышенный износ внутренней стороны шины.

    Слишком большой положительный угол:

    • хорошее сцепление колес с дорогой;
    • ухудшается устойчивость в поворотах;
    • повышенный износ наружной стороны шины.

    Схождение колес

    Cхождение колес (англ. toe) – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.

    Схождение колес автомобиля

    Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out) – наружу.

    Положительное и отрицательное схождение колес

    Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

    Слишком большой отрицательный угол:

    • ухудшается выдерживание траектории движения;
    • повышенный износ шины с внутренней стороны;
    • острая реакция авто на рулевое управление.

    Слишком большой положительный угол:

    • ухудшается выдерживание траектории движения;
    • повышенный износ шин с наружной стороны.

    Поперечный угол наклона оси поворота колеса

    Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы,
    стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.

    Угол продольного наклона оси поворота колеса

    Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

    Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.

    Плечо обкатки

    Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика – плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают – то плечо обкатки нулевое.

    Значение плеча обкатки

    Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.

    Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.

    Изменение значений углов установки колес и их регулировка

    Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.

    Регулировка развала на стойке Макферсон

    Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки – это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.

    Неправильный сход-развал задних колес на переднеприводном автомобиле оказывает меньшее влияние на его управляемость и неравномерный износ шин, поскольку задняя часть менее нагружена. Параметры caster и KPI, регулировка которых в конструкции подвески автомобиля, как правило, не предусмотрена, должны всегда соответствовать допустимым значениям.

    Что проверить, а что отрегулировать? Развал-схождение в вопросах и ответах

    От правильности установки углов зависят и управляемость автомобиля, и степень износа шин. Но все ли параметры можно отрегулировать, от чего зависит точность измерений, стоит ли уповать на 3D-стенд? Об этом и не только — в нашем материале.

    Куда сходятся и зачем разваливаются?

    Основными параметрами, которые проверяются на стенде, являются:

    схождение — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля;

    развал — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью;

    кастер — продольный наклон оси поворота (угол между вертикалью и осью поворота управляемого колеса в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля).

    Углы установки колес измеряются в градусах и минутах (в одном градусе 60 минут). Параметры и допуски, а также дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при проверке углов, определяет производитель.

    Несмотря на то что кастер — параметр также изменяемый, чаще всего в контроле и регулировке нуждаются развал и схождение. Причем на многих современных автомобилях, оснащенных независимыми многорычажными подвесками задних колес, углы могут выставляться и на задней оси. На компактных моделях и машинах старых поколений, где сзади чаще всего можно видеть полунезависимую подвеску, развал-схождение регулируется только на передней оси.

    Впрочем, на некоторых моделях развал нельзя откорректировать даже для передних колес — заложенные заводом углы обеспечиваются взаимным расположением деталей. Так что если развал «ушел» и причина кроется в деформации одного из узлов подвески (рычага, поворотного кулага, сайлент-блока), то проблема устраняется путем замены поврежденной детали.

    Как часто надо проверять углы установки колес?

    Периодичность зависит и от интенсивности эксплуатации, и от конструктивных особенностей автомобиля. Если у одних моделей достаточно большие допуски (например, суммарное схождение колес на оси от -10 до +40 минут), то вполне достаточно проверять развал-схождение раз в год-полтора, или через 20-30 тысяч километров. А если допустимая разбежка всего плюс-минус три минуты, это как раз тот случай, когда углы установки колес стоит проверять в два раза чаще, например, после каждой сезонной смены резины.

    Также проверка требуется после сильных ударов, от которых могли пострадать детали подвески: при попадании в яму, наезде на бордюр, после аварии. Именно в этих случаях углы установки могут серьезно отличаться от заводских параметров.

    После каких работ с ходовой частью нужно проверять углы установки колес?

    Само собой, велика вероятность того, что после замены рулевых тяг и наконечников и ремонта рулевой рейки углы установки колес могут измениться. Рекомендуется проверять схождение и после обратной установки тех же деталей, даже если они ставились по сделанным до демонтажа меткам.

    Если говорить о передней подвеске, то на стенд придется ехать после работ, связанных со снятием/установкой рычагов, сайлент-блоков, пружин и шаровых опор. О последних чуть подробнее. Если шаровая опора крепится несколькими болтами к рычагу, то ее положение может изменяться даже при повторном монтаже: она может смещаться в силу того, что в местах посадки имеются небольшие люфты. Для развала это не так критично — он изменился, скажем, на 3 минуты. А вот схождение «уйдет» уже на 30 минут! То есть если с двух сторон крепление шаровых опор просто отпустить, а затем зажать, то вместо 0 можешь получить уже 1 градус при допуске 10 минут.

    Что касается задней подвески, то здесь все зависит от ее конструкции. Во-первых, далеко не во всех автомобилях имеется сама возможность какой-либо регулировки углов установки колес. Во-вторых, замена тех или других деталей на развал или схождение попросту не влияет. Впрочем, изменив высоту положения кузова при помощи задних пружин или проставок, также можно нарушить углы установки колес.

    Можно ли, проверив углы установки колес, сделать заключение о «геометрии» кузова?

    Если по поводу геометрии кузова появились сомнения, в первую очередь нужно проверить развал-схождение. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема, а если да, то насколько она критична. Например, можно ли выставить развал, схождение, кастер в заводские допуски. Если это удается (а на некоторых моделях можно регулировать все эти параметры), считайте, что вам повезло.

    Но мы уже говорили о том, что развал, а в случае с задней осью и схождение колес могут не иметь регулировки. Еще хуже, если нарушена соосность: когда одно колесо «обгоняет» второе, регулировки не помогут. Ну а самое главное — показания стенда лишь укажут на проблему, но с его помощью нельзя определить, возникла она по причине повреждения элементов подвески (рычагов, поворотных кулаков, амортизационных стоек), смещения или деформации подрамника или собственно нарушение геометрии кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно — машину придется промерять.

    Правда ли, что 3D-стенд точнее обычного?

    Высокая скорость и точность работы, сведение до минимума пресловутого человеческого фактора — основные преимущества 3D-стендов, которые в первую очередь интересны самим СТО, так как без ущерба для качества можно увеличить скорость обслуживания и за одну смену «прогонять» больше автомобилей.

    Помимо стандартных параметров (развал, схождение, кастер, соосность) современный стенд позволяет замерить, например, предельный угол выворота управляемых колес, что не будет лишним после ремонта рулевого управления.

    На самом деле опытный и ответственный мастер может обеспечить высокую точность измерений и на старом оборудовании, просто времени на это уйдет больше, а на конечный результат человеческий фактор влияет в большей степени. Старые стенды чаще нуждаются в калибровке. А необходимость следовать «протоколу» и на 3D-стенде никто не отменял!

    От чего тогда зависит точность измерений?

    От правильности проведения процедуры проверки и регулировки углов установки колес напрямую зависит как точность измерений, так и конечный результат. Поэтому в любом случае мастер должен следовать процедуре.

    Начинать надо с проверки состояния сайлент-блоков, шаровых опор, рулевых тяг и наконечников. Если имеются люфты, проводить измерение углов установки колес бессмысленно. Также необходимо проверять давление в шинах (хотя некоторые 3D-стенды могут «видеть» отличное по внешнему диаметру колесо).

    Также нужно разгрузить подвеску, правильно установить датчики на колеса и обязательно произвести компенсацию биения: в компьютер стенда необходимо ввести корректировки по возможному несовпадению измерительной плоскости датчиков и плоскости вращения колес, что обычно происходит из-за неровных колесных дисков.

    Еще один нюанс — многие модели, например BMW и Opel, требуют дополнительной загрузки автомобиля, как если бы в нем находились водитель и передний пассажир. В BMW нужно загружать еще и заднее сиденье по центру. Так что технологии технологиями, но от педантичности оператора стенда по-прежнему зависит многое.

    Ну и не забудем про саму поверку сложного и точного оборудования, которая должна проводиться с регулярностью раз в год. Сама плоскость, на которой измеряется автомобиль, должна быть идеально ровной. Это к вопросу о качестве монтажа стенда.

    На стенд съездил, а машину все равно ведет в сторону — в чем причина?

    Достаточно часто на «развал» приезжают потому, что машину начало тянуть в сторону. При этом далеко не всегда посещение стенда дает результата: или все оказывается в норме, или регулировка ничего не меняет. Конечно, есть определенная вероятность того, что причина бокового увода все же кроется в нарушении углов установки колес, а мастер этого не выявил. Но ведь машину может вести в сторону и по другим причинам!

    Перечислим от простого к сложному. Если увод появился после замены колес, то следует проверить давление, правильность установки направленных шин, равномерность износа протектора, наконец, переставить колеса местами. Но машину может тянуть в сторону и по другим причинам: подклинивающие тормоза или поворотные подшипники, просевшие или обломанные пружины и т.д. Причины могут быть различными.

    Наш вердикт

    Проверять углы установки колес нужно не только после ремонта подвески или хорошего удара, но с регулярностью хотя бы раз в год. При этом решающее значение в вопросе точности измерений и регулировок имеет не «навороченность» оборудования, а правильность его монтажа и калибровки, компетентность и порядочность мастера. Хотя и он не волшебник: на стенде вам могут рассказать много интересного о ходовой части вашего автомобиля, но все же далеко не все.

    Зачем подвеске геометрия

    Если поведение автомобиля на дороге изменилось – есть вероятность что, дело в нарушении геометрии колес. Определить правильность установки углов подвески можно на специализированном стенде в автосервисе, или же основываясь на своих ощущениях. Если автомобиль при прямолинейном движении уводит в сторону, изменилось реактивное действие на руле или же замечен неравномерный износ шин – проблема в неправильной геометрии, необходимо делать регулировку.

    Причины нарушения геометрии

    1. Изменения после замены шаровых опор, сайлентблоков, рычагов, рулевых тях, амортизаторов или пружин
    2. Повреждение. Они могут возникнуть в результате ДТП или от встречи рычагов и тяг с дорожными неровностями или препятствиями.
    3. Износ деталей подвески.

    Что регулировать

    Развал – угол наклона колеса относительно вертикальной плоскости. Бывает положительным, отрицательным и нулевым.

    Положительный развал говорит о том, что колесо наклонено наружу автомобиля (относительно земли). Если визуально можно увидеть такое отклонение, значит нужно делать регулировку. На некоторых автомобилях предусмотрен положительный развал колес, но увидеть его визуально невозможно, за исключением большегрузных грузовиков марки Татра, который им нужен для увеличения грузоподъемности.

    Отрицательный развал определяется углом наклона колеса внутрь автомобиля. На большинстве современных автомобилях изначально установлен отрицательный развал, это связано с устройством подвески и стремлению к улучшению управляемости автомобиля.

    Во время движения развал меняется, из-за неровностей дорог, поворотов и маневров, поэтому производители в настоящее время применяют подвески, где угол развала меняется.

    Способы регулировки развала могут быть разными, в зависимости от производителя автомобиля. Где-то используется регулировка с помощью изменения положения стойки подвески, в каких-то случаях нужно делать регулировку специальными болтами-эксцентриками или шайбами.

    Стоит отметить, что на многих новых автомобилях развал не подлежит регулировке, даже после замены шаровых опор он остается в пределах нормы и делать регулировку не нужно.

    Схождение – угол наклона колеса относительно горизонтальной плоскости. От этого параметра в большей степени зависит управляемость автомобиля во всех режимах. Производители автомобилей так же закладывают допустимые отклонения схождения, так как с помощью регулировки нивелируется воздействие от отрицательного или положительного развала. Это необходимо для уменьшения износа шин и оптимальной управляемости. Схождение так же регулируется для компенсации стремления колес двигаться по дугам.

    Положительное схождение – это когда передние края колес направлены внутрь по ходу движения автомобиля.

    Отрицательное схождение – передние края колес направлены наружу.

    Регулировка на всех автомобилях производится путем изменения длины рулевых тяг или рычагов подвески (для задней оси).

    развал

    Кастор (или кастер) – это отклонение между осью колеса и вертикалью, если смотреть на автомобиль сбоку. Бывает положительным, нулевым и отрицательным. Значение угла наклона кастора влияет на многие параметры поведения автомобиля на дороге, главное из которых – это «самовозврат» рулевого колеса в нейтральное положение и обеспечение «обратной связи» на руле. В настоящее время на большинстве автомобилей устанавливается положительный кастор (наклон оси назад) на передней подвеске и делать регулировки не нужно, только если изменение геометрии подвески связано с повреждениями или изменениями конструкции.

    Существует и порядок регулировки углов подвески. Развал и схождение взаимосвязаны между собой, поэтому регулируются вместе. В первую очередь нужно делать развал, а после — схождение.

    В автоспорте регулировки подвески используют для улучшения управляемости и часто превышают показатели, характерные для гражданских автомобилей. Делать это на обычных авто не рекомендуется, возрастают нагрузки на шаровых опорах, рулевых тягах и подшипниках ступиц.

    И все таки, зачем делать сход-развал? Посмотрите видео:

    Как регулировать

    Времена, когда развал и схождение регулировались самостоятельно и «на глаз» давно в прошлом. Выставить все параметры, не имея необходимого оборудования, невозможно, а неправильная регулировка может иметь опасные последствия.

    В настоящий момент многие автосервисы имеют специальные стенды для установки геометрии колес, а некоторые специализируются только на этой работе. Оборудование для настройки подвески можно разделить на несколько видов:

    • Лазерное
    • Инфракрасное
    • 3D
    • 4D

    Лазерное оборудование уже уступает свои позиции, так как не имеет компьютерного управления и погрешность в регулировке высока. Технология определения углов проста – на колеса устанавливаются датчики, лазер от которых попадает на специальную измерительную шкалу. После – матер фиксирует настройки.

    Инфракрасное оборудование – использует сложную систему датчиков, электронное управление, специальные видеокамеры. Для настройки на колесах крепятся измерительные блоки, которые определяют все отклонения колеса. Информационная база данных таких стендов содержит большинство автомобилей. Настройки подвески на таких стендах занимают достаточно много времени и требуют больших навыков от мастера.

    3 D – в настоящее время самый популярный способ установки углов подвески. Операции на нем проводятся путем крепления на колесах автомобиля специальных мишеней. Инфракрасные лучи отражаются от мишеней и фиксируются видеокамерами, после чего компьютер обрабатывает информацию и дает рекомендации по настройке.

    4 D – по своей технологии они близки к стендам 3 D , но имеют больше датчиков и сложную компьютерную систему управления. Стенд работает в паре с подъемником, и все измерения проводятся практически без участия оператора. После чего выдается диагностическая карта.

    развал

    Перед тем, как отправится в автосервис на регулировку, нужно убедиться, что на автомобиле установлены колеса и диски одинакового размера. В противном случае выставить правильные углы будет невозможно. Соблюдать нужно все параметры: ширина резины, высота, диаметр дисков, вылет и т.д.

    Состояние подвески автомобиля не должно вызывать явных нареканий. Если есть стук в шаровых опорах, сайлентблоки или рулевые тяги – скорее всего мастер порекомендует исправить эти недостатки, прежде чем делать схождение развал.

    В некоторых случаях сделать геометрию в рамках допусков невозможно. Это бывает у автомобилей, с нарушенной геометрией кузова, где допустимые углы регулировки не позволяют достигнуть нужного результата, например после сильных ДТП.

    Когда регулировать

    • После замены пружин, амортизаторов, сайлентблоков, шаровых, рулевых тяг, рычагов
    • Если изменилось поведение автомобиля в движении. Симптомы: сильно «тяжелый» или «легкий» руль, увод автомобиля в сторону при торможении, разгоне или равномерном движении
    • Повышенный или неравномерный износ шин
    • После замены колесных дисков или установки новых шин
    • После ДТП, которое могло повлиять на геометрию

    Вывод

    Настройки геометрии подвески – важнейшая процедура, которая влияет на управление автомобилем и безопасность. Даже небольшие изменения в развале или схождении – способны сильно повлиять на поведение автомобиля, особенно на скользкой дороге.

    Процедуру регулировки нужно делать в автосервисе, на специальном оборудовании, по необходимости или по рекомендации автопроизводителя. В обязательном порядке регулировка делается после замены деталей подвески.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: