Зачем менять термостат в машине

Что такое термостат в машине и зачем его менять

  • Для чего нужен термостат в машине
  • Устройство термостата: виды и тип управления
  • Заклинило термостат: признаки
  • В открытом виде
  • В закрытом виде
  • Как проверить работоспособность термостата
  • Термостаты с электронным управлением открытия
  • Проверка без снятия
  • Проверка со снятием
  • Почему ломается термостат
  • Как поменять термостат: пошаговая инструкция
  • Если после замены термостата греется двигатель

Средний срок службы термостата в современных авто 3 года, но на некоторых машинах менять его приходится чуть ли не каждый сезон. Учитывая то, что раньше в 10–15 летних автомобилях его обычно меняли раз в 5–8 лет, а во многих более пожилых «европейцах» – ни разу, тенденция неутешительная. Разберем, от чего зависит ресурс, почему замена термостата сейчас происходит так часто, причины и признаки его выхода из строя, а также – как правильно поменять термостат.

Для чего нужен термостат в машине

Каждый силовой агрегат автомобиля во время работы сильно нагревается. Чтобы скомпенсировать эффект, для ДВС организована система водяного охлаждения.

Так же, как электронное тепловое реле замыкает или размыкает цепь, когда ее элементы прогрелись до определенной температуры, термостат – открывает или закрывает путь охлаждающей жидкости по длинному (большому) кругу магистрали охлаждения, через радиатор.

Устройство термостата: виды и тип управления

Стандартный механический терморегулятор это – одинарный или двойной клапан, мембрана которого постоянно поджата в закрытом виде пружиной, компенсирующей давление ОЖ, а шток, по которому она ходит – залит в резиновой капсуле термочувствительным воском. Весь узел находится в корпусе с тремя отверстиями. Охлаждающая жидкость – все время протекает через термостат, из одного – в другое. Когда температура антифриза вырастает до рабочей, воск в капсуле тает, расширяется, «тарелка» клапана сдвигается и «впускает» ОЖ из патрубка от радиатора. Открывается большой круг. По мере остывания ОЖ, воск – опять застывает, сжимается, и клапан – закрывается, снова пропуская антифриз только по малому кругу (ГБЦ-помпа-радиатор печки).

Термостат в автомобиле – деталь очень простая, но не ремонтопригодная. Исключение – залипание пружины из-за расслоения антифриза. Можно попытаться очистить устройство, но это не даст гарантии его дальнейшей нормальной работы, поэтому значительно проще сразу заменить его.

Терморегуляторы конструктивно делятся на:

  • Механические одноклапанные (без перепускного).
  • Механические ступенчатые, с последовательным открытием просвета.
  • Механические двухклапанные.
  • Электронные (резисторные), или регуляторные одноклапанные модули.

Расположенный на входе в рубашку охлаждения ГБЦ, электронный модуль сообщается с блоком управления двигателем через контроллер, расположенный отдельно. В случае поломки – неисправная механическая часть, термодатчик и «мозги» – не ремонтируются, их можно только поменять.

Заклинило термостат: признаки

Еще до окончательного заклинивания клапана в одном положении, устройство будет спорадически глючить, поэтому обращайте внимание на скачки температуры и средний ее показатель под нагрузкой, на скорости.

В открытом виде

Если охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу, через радиатор, удлиняется время прогрева двигателя до рабочей температуры. Часто это значение вообще не удается достигнуть, указатель «застревает» на отметке 85–90⁰C, при номинальных 95–105⁰C, а на скорости, на трассе – падает до 80 или 70⁰C, не желая прогреваться выше. В прохладную погоду – невозможно нагреть салон. Печка дует едва теплым, или вообще холодным воздухом. Динамика разгона страдает, несколько повышается расход горючего.

В закрытом виде

Когда охлаждающая жидкость «заперта» в малом круге – движок будет быстро и сильно греться. Если вы не успеете заметить это по стрелке на панели приборов, мотор «ответит» потерей динамики, а дальше – падением в аварийный режим, «чеком», остановкой.

  • После выхода на рабочую, температура продолжает расти, двигатель «тупит». При любом добавлении газа – ДВС будет перегреваться.
  • В особо запущенном случае – появляется пар из-под капота, ОЖ вытекает из-под крышки расширительного бачка.
  • До этого исправная, АКПП – из-за перегрева начинает «пинаться».

Как проверить работоспособность термостата

Проверить термостат можно двумя путями: без снятия, не разбирая систему охлаждения (а в некоторых автомобилях – половину «передка»), или со снятием – извлечь его из корпуса, оценив визуально, мануально, и подвергнув температурному тесту.

Термостаты с электронным управлением открытия

Сейчас на большинство автомобилей младше 2010 года устанавливаются именно они, поэтому прежде всего машине нужна диагностика нормальным фирменным сканером. Самая распространенная проблема «по температуре» – это коррозия или перегорание термопар в датчике, на который ориентируется ЭБУ, давая сигнал к открытию большого круга и срабатыванию вентилятора. Плюс, если они есть – сразу будут видны ошибки по помпе, давлению масла, контроллеру вентилятора.

Проверка без снятия

Касательно узлов с механическим приводом (восковых), не снимая термостат, можно узнать только то, открывается их клапан, или нет. При какой температуре он срабатывает, время срабатывания, полностью он открыт при работе, или нет – узнать точно, не снимая его – нельзя.

Простейший тест работоспособности терморегулятора:

  1. На холодном моторе – заведите машину, прогрейте движок примерно до 50⁰C, и пусть работает дальше.
  2. Сравните (рукой) температуру между верхним и нижним патрубком радиатора (в норме верхний – теплый, нижний – холодный).
  3. Прогрев мотор до 85–90⁰C, еще раз сравните. Если нижний (ведущий к ГБЦ) патрубок тоже стал нагреваться – термостат начал открываться, он рабочий.

Проверка со снятием

Самая простая проверка занимает две минуты – время достаточное чтобы вскипятить 500 мл воды, и погрузить термостат в емкость с этой водой. Порог срабатывания устройств с механическим приводом (плавлением воска) – лежит в диапазоне 82–105⁰C, поэтому в кипятке рабочий клапан раскроется.

Если этого не произошло – подогрейте воду, или добавьте немного «свежего» кипятка, чтобы жидкость была ближе к температуре кипения (возможно, настройки конкретного устройства выше, до 110⁰C). Исправный клапан начнет открываться, неисправный – нет. Дальше – остудите воду и проверьте – закрывается ли клапан полностью, при температуре ниже 60 о С.

Кроме простой проверки «работает-не работает», сняв устройство, вы сможете убедиться в отсутствии физических помех его полному открыванию и закрыванию: износа или перекоса штока, налипших хлопьев окисла – продуктов распада некачественного антифриза.

Еще работоспособность определяется соответствием температуры срабатывания термостата расчетному заводскому значению (выбитому прямо на корпусе изделия). Это соответствие вы сможете измерить любым электронным термометром, подогревая воду постепенно. Допустимая погрешность лежит в районе 0,5–1,0⁰C.

Скорость срабатывания вы можете определить только «на глаз». Жестких заводских стандартов для этой величины нет. Здесь важно – насколько (полностью, или нет) происходит открытие канала. В норме, ход подъема клапана – не менее 1 см.

Почему ломается термостат

Основная причина – чье-то желание сэкономить. Либо при очередной замене в систему залили некачественный антифриз, который разъел уплотнители и вызвал коррозию штока, или просто не меняли его много лет. Либо – сам производитель ради удешевления снизил требования к поставщику запчастей, поставив явный «пластилин». Либо – недавно установленные недорогие детали в оригинальной упаковке оказались «рисовой» подделкой.

Вторая причина – пусть качественные, но неправильно подобранные компоненты.

Во-первых, при установке «обманки», ЭБУ придется прошивать под другие экологические нормы, а правильно это умеют делать не все (отсюда – ошибки и повышенный расход).

Во-вторых – если высокофорсированный ДВС рассчитан на работу при 110⁰C, и моментальную скорость реакции электронного клапана, с механическим он будет систематически недогреваться, либо – при резком наборе оборотов перегреваться, детонировать, когда воск «не успеет» за ростом температуры. Что такое детонация для современного двигателя, думаю, объяснять излишне.

Как поменять термостат: пошаговая инструкция

Из-за значительных различий в конструкции и архитектуре двигателей разных марок, это руководство – как правильно менять терморегулятор – дано в общем и схематически. На одних автомобилях, чтобы добраться до терморегулятора, обязательно снимать ремень навесного, у других – вынимать помпу (как, например, в автомобилях концерна WAG, где непосредственно рабочий элемент и плата управления терморегулятором совмещены в едином корпусе с водяным насосом), а у третьих – все просто, поэтому смотрим только последовательность и основные моменты.

  1. Установите автомобиль так, чтобы передняя ось была горизонтальной, и находилась чуть выше задней. Зафиксируйте колеса, поставьте машину на ручник.
  2. Если для доступа к узлу потребуется снять расширительный бачок – сначала откачайте из него ОЖ.
  3. Открыв сливную пробку (кран) внизу радиатора, слейте антифриз в емкость. Верхнюю крышку (если она есть) – тоже надо открыть.
  4. У автомобилей с нижним расположением термостата (в блоке) систему нужно осушать, полностью сливая ОЖ. Найдите в мануале самую нижнюю пробку, слейте антифриз с нее.
  5. Освободите доступ к непосредственно детали, сняв патрубок системы охлаждения.
  6. Извлеките термостат, замените его на новый, сменив заодно прокладку (в комплекте).
  7. Наденьте, и хорошо закрепите патрубок, проверьте все видимые части – нет ли трещин или потеков. Если есть – меняйте резину тоже.
  8. Смонтируйте назад все, что было снято, закройте сливную пробку радиатора, залейте новый (или чистый б/у антифриз) до отметки.
  9. Закройте бачок, заведите мотор, прогрев двигатель до нормы. Проверьте уровень ОЖ. При необходимости – долейте.
Читайте также  Что такое система стабилизации автомобиля

Когда меняете антифриз, важно заполнить систему равномерно, не создавая воздушных пробок в ее верхних точках. Для этого на сервисе применяется вакуумное оборудование, полностью извлекающее жидкость, без потерь.

Если после замены термостата греется двигатель

По-хорошему, вместе с запчастью нужно менять и жидкость охлаждения, потому, что после длительных перегревов, выкипаний и контакта с воздухом (пока слитая с радиатора ОЖ плещется в тазике) гигроскопичный антифриз меняет стандартное соотношение воды к этиленгликолю в пользу первой, соответственно – становится более агрессивным к металлическим и резиновым элементам системы охлаждения.

На вид вы не определите (если, конечно, в бачке уже не плавают грязные хлопья), насколько охлаждающая жидкость соответствует норме. Возможно, изначально концентрат был неправильно разбавлен, антифриз был «левым», или доливался водой непосредственно в бачок (если автомобиль недавно куплен с рук – вы можете этого не знать).

Варианты причин перегрева двигателя после замены термостата, в порядке вероятности:

  1. При доливке охлаждающей жидкости образовалась «воздушная пробка».
  2. Подобран термостат не той «температуры» (слишком горячий).
  3. Врет датчик температуры жидкости охлаждения (окислился контакт термопары).
  4. Вам «криво» установили «обманку», либо залили не ту прошивку (под механический).
  5. Проблема не в самом устройстве, а, что хуже – в прокладке ГБЦ.

В любом из этих случаев неисправность – серьезная, с ней машина будет постоянно греться, пока вы не исправите положение. Даже если захотите ликвидировать неисправность самостоятельно, вначале нужно правильно определить причину. Если проблемы с системой охлаждения поставили в тупик, вы устали проверять и заменять все подряд – рациональнее съездить на диагностику в нормальный сервис.

Что такое термостат в автомобиле и как он работает

Одним из наиболее важных компонентов системы охлаждения в автомобиле является термостат. Он отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости и смену режима ее подачи в двигатель. От исправности работы этого небольшого узла непосредственно зависит скорость и эффективность прогрева мотора после запуска, защищенность агрегатов от перегрева. Чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на возможные неполадки в функционировании термостата, необходимо понимать его задачи и конструкцию.

Что такое термостат и для чего он нужен

С точки зрения механики термостат – это автоматический температурный контроллер, отвечающий за поддержание требуемого температурного уровня в замкнутой термодинамической системе. Устройства данного типа широко используются в самом разном нагревательном оборудовании, включая бытовые и промышленные приборы. В конструкцию автомобильного двигателя термостат добавляется для управления подачей антифриза (тосола) в системе охлаждения. Благодаря этому компоненту обеспечивается:

  • оптимальный по времени прогрев двигателя и салона машины;
  • поддержание температуры двигателя на постоянному уровне, предотвращение его избыточного охлаждения и перегрева;
  • оптимизация расхода топлива;

Кроме того, благодаря использованию термостата увеличивается рабочий ресурс двигателя, так как сокращается временя работы двигателя в экстремальных температурных диапазонах.

Как работает термостат в автомобиле

Главная задача термостата – управление клапаном и, соответственно, потоком охлаждающей жидкости, в системе охлаждения двигателя. Для этого в конструкции термостата предусмотрен особый термочувствительный элемент.

Основными элементами в конструкции автомобильных термостатов независимо от их модели являются:

  • корпус;
  • входные патрубки – по одному для большого и малого кругов циркуляции антифриза;
  • выходной патрубок;
  • перепускной клапан, обеспечивающий движение охлаждающей жидкости по малому кругу;
  • основной клапан, открывающий большой круг;
  • термочувствительный элемент.

Корпус устройства может быть металлическим (латунным, медным) либо пластиковым. Для заполнения термочувствительного элемента, как правило, используется вещество на основе технического воска. При достижении температуры в +82 градуса воск начинает таять, увеличивается в объеме и давит на крышку клапана, в результате чего он открывается. Для более эффективного таяния в технический воск добавляют различные присадки – медные, алюминиевые либо графитовые порошки.

Пока двигатель не набрал требуемую температуру, охлаждающая жидкость также остается холодной, поэтому пропускной клапан закрыт, а антифриз движется по малому кругу – непосредственно вокруг ГБЦ и самого блока цилиндров. А когда температура в двигателе поднимается до рабочих значений (примерно 75-95 градусов) термочувствительный элемент реагирует на это и открывает клапан, после чего антифриз выходит на большой круг, обеспечивая полноценное охлаждение силовой установки.

Возможные неисправности термостата

При своем большом значении этот элемент характеризуется относительно небольшим сроком службы – в среднем менять термостат приходится каждые 2-3 года. Поэтому следует заранее разобраться, какие неисправности могут возникнуть в нем. Как правило, автомобилисты сталкиваются с 3 основными проблемами в его работе:

  • Клапан термостата не закрывается. При этой поломке охлаждающая жидкость сразу после запуска двигателя будет поступать в большой круг циркуляции. В результате этого вам потребуется значительно больше времени, чтобы качественно прогреть двигатель и салон. Кроме того, возрастет и расход топлива. Если поломка случилась летом, то ее можно даже не заметить, зимой же, в особенности при сильных морозах, двигателю будет очень сложно, а иногда даже невозможно достичь рабочих температур.
  • Термостат не открывается. Поломка противоположного характера, при которой антифриз всегда будет циркулировать по малому кругу. Эффективность охлаждения при этом снижается в разы, в результате двигатель перегревается и может заклинить. При выявлении такой поломки крайне не рекомендуется ехать даже до автосервиса. Если же других вариантов нет, то включите салонный отопитель на максимальный режим – это хотя бы частично поможет отвести от двигателя избыточную теплоту. При движении постоянно контролируйте положение датчика температуры – не допускайте его перехода в красный сектор.
  • Клапан термостата открывается рано. В некоторых ситуациях основной клапан открывается, пока двигатель не разогрелся до рабочих температур. Это часто случается с не оригинальными термостатами. Также такая ситуация может возникнуть, если на автомобиль установлено оборудование с неподходящими рабочими параметрами. В результате двигатель прогревается дольше обычного, повышается расход топлива.

Таким образом, наиболее опасной поломкой термостата является постоянно закрытый клапан. Эксплуатация автомобиля в этом случае может обернуться серьезными поломками вплоть до полного выхода двигателя из строя. Однако и рано открывающийся либо постоянно открытый клапан не следует игнорировать.

Читайте также: Основные признаки неисправности термостата н автомобиле.

Как понять, что термостат неисправен

Проверить работу термостата следует при выявлении перегрева или чересчур долгого разогрева двигателя. К счастью, это сделать можно и своими силами.

Заведите автомобиль и дайте ему поработать на холостых оборотах. В это время найдите под капотом шланги системы охлаждения, а также 2 толстых шланга (диаметром примерно 5 см), которые с 2 сторон подходят к радиатору. В течение первых минут толстые шланги, входящие в большой круг системы охлаждения, не должны нагреваться – в это время антифриз циркулирует по малому кругу. Если же их температура быстро повышается, то это свидетельствует о том, что основной клапан термостата открыт.

О постоянно закрытом термостате будет свидетельствовать холодный шланг, идущий от радиатора, при нагретом почти до красной зоны моторе. В целом, факт такого нагрева уже сам по себе является признаком неисправности, поэтому следует как можно быстрее обратиться на СТО для комплексной проверки системы охлаждения и замены термостата.

Читайте также: Почему закипают автомобили и что делать в такой ситуации.

Все круги термостата: признаки неисправности и что делать

Как определить, что неисправен термостат

Как известно не только автомобилистам, но и людям, достаточно далеким от автомобилей, в машине есть такое механическое устройство, как «термостат», и оно связано с системой охлаждения .

И действительно, термостат представляет собой механический клапан, основная задача которого — регулирование охлаждающей жидкости в системе. Среди основных функций термостата, за которые он отвечает, можно выделить:

  • прогрев двигателя до рабочей температуры (путем своевременного перенаправления потоков охлаждающей жидкости по малому или большому кругу);
  • исключение перегрева мотора;
  • нагнетание в салон теплого воздуха.

Таким образом, как только термостат выйдет из строя, автомобилист это точно почувствует одним из двух путей:

  • мотор начнет перегреваться;
  • из печки будет дуть холодный воздух, потому что двигатель не прогрет

Как узнать, сломан ли термостат: признаки

Несмотря на то что неисправный термостат будет не единственной причиной аналогичных неисправностей как в самом двигателе, так и проблем с печкой и отоплением салона авто, будьте уверены, что в 60-70% случаев при схожих неисправностях это будет именно он.

Обычно при тех или иных обстоятельствах говорят, что клапан термостата закис, либо в полностью открытом, либо в полностью закрытом положении, хотя, как правило, встречается некоторый компромисс: скажем, клапан термостата закрыт/открыт не до конца или открытие и закрытие происходит раньше положенного времени или с задержкой, протекает уплотнитель и так далее.

Таким образом, помимо очевидных признаков, есть еще пара, говорящих о том, что термостат на вашем автомобиле вышел из строя:

  • Датчик температуры показывает очень высокий нагрев мотора уже в течение первых 15 минут после запуска;
  • Наоборот, двигатель греется слишком долго;
  • Температура скачет, или ее набор происходит слишком медленно, даже в теплую погоду;
  • Утечка охлаждающей жидкости (наблюдается розлив жидкости в виде капель под автомобилем или в моторном отсеке) из-под корпуса термостата.
Читайте также  Что такое боковой интервал автомобиля

Внимание! В связи с тем, что отказ термостата может привести к повреждению двигателя (из-за перегрева мотора, нередко нарушается геометрия головки блока цилиндров), стоит внимательно относиться к нестандартному поведению автомобиля и не игнорировать предупреждения.

Прежде чем заменить термостат, проверьте его (без демонтажа, с демонтажем)

Проверка без демонтажа

Первый вариант — самый простой. Запускаем двигатель, ждем, когда стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости начнет движение (двигатель начнет прогреваться), заглядываем под капот ( не забываем о мерах предосторожности: длинные волосы, шарфы и другие свисающие предметы гардероба убрать, чтобы они не попали в движущиеся элементы мотора ) и аккуратно трогаем рукой патрубки радиатора, верхний и нижний.

Если нижний патрубок потеплел в короткий срок после запуска двигателя (менее 2 минут при температуре плюс 20 градусов Цельсия), это значит, термостат заклинил в открытом положении — охлаждающая жидкость (ОЖ) сразу идет по большому контуру. ОЖ будет долго нагреваться, печка —не греть.

Если термостат остается в закрытом положении, стрелка быстро, буквально через несколько минут летом, пойдет вверх к 90 градусам. ОЖ ходит по малому контуру — внутри рубашки охлаждения двигателя и через теплообменник печки. Двигатель очень быстро перегреется.

С демонтажем

Но прежде всего о безопасности: перед демонтажем термостата вам настоятельно рекомендуется надеть защитные очки и перчатки. А теперь вот что вам еще понадобится:

  • Снимите термостат (о том, как это сделать, читайте ниже);
  • Найдите на корпусе термостата маркировку температуры, при которой он должен начать открываться. Запомните эту температуру;
  • Возьмите градусник, который способен замерять температуру в кипящей воде;
  • Затем заполните кастрюлю холодной водой. Положите градусник в кастрюлю и поставьте ее на плиту;
  • Положите термостат в кастрюлю с холодной водой и включите плиту;
  • Если термостат исправен, то при достижении водой температуры, указанной на корпусе термостата, он начнет открываться. Если этого не произойдет или же термостат начнет отрываться при достижении более высокой температуры воды, то вам придется заменить его на новый.

Что делать, если сломался термостат? Как его починить? Нужно менять?

Починить его будет нельзя, только поменять.

К счастью, это относительно простой ремонт, который вы, вероятно, сможете выполнить самостоятельно. И вот набор простых для выполнения инструкций.

  • Сливное ведро
  • Набор гаечных ключей
  • Охлаждающая жидкость
  • Новый термостат
  • Ровная площадка для работы (например, пол гаража или подъездная дорожка)

Вот что надо делать:

1. Дайте машине остыть в течение 20-30 минут (если она была заведена);

2. Найдите термостат. Найдите верхний патрубок на радиаторе, и по нему вы найдете корпус термостата, который соединен с двигателем;

3. Открутите пробку бачка охлаждающей жидкости;

4. Слейте антифриз, предварительно поставив вниз чистую тару. Как говорили ранее, можно слить лишь часть ОЖ, не полностью. Главное, чтобы уровень в блоке мотора оказался ниже расположения клапана термостата.

Внизу радиатора находится сливная пробка. Грязную охлаждайку перед повторным использованием необходимо отфильтровать;

5. Снимите и замените термостат, открутив несколько крепежных винтов;

6. Снимите разъем с элемента нагрева;

7. Установите новую уплотнительную резинку, термостат и затяните винты крепления. Удостоверьтесь, что сливная пробка радиатора закручена;

8. Залейте ОЖ;

9. Запустите двигатель;

10. Убедитесь, что в системе охлаждения нет воздушной пробки;

11. Прогрейте мотор и посмотрите, ушли ли признаки неработающего термостата;

12. Сделайте тест-драйв, посматривая на температуру мотора;

13. Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости не упал;

14. Если да — долейте при необходимости и убедитесь, что нигде нет течи.

Признаки неисправности автомобильного термостата

Термостат — это важный элемент системы охлаждения автомобиля. Он необходим для того чтобы двигатель внутреннего сгорания прогревался до рабочей температуры и не превышал оптимальный уровень.

Располагается термостат на всех автомобилях в промежутке между двигателем внутреннего сгорания и радиатором. Если упрощенно говорить про его работу, то можно сказать, что это своеобразный затор в системе охлаждения с клапаном, который позволяет открывать доступ к охлаждающей жидкости.

Его работа полностью завязана от температуры двигателя. При ее повышении, клапан начинает открываться для того чтобы ОЖ интенсивно циркулировала и охлаждала двигатель. При охлаждении, клапан закрывается, позволяя двигателю прогреться гораздо быстрее.

Как выявить неисправности термостата

У данного прибора есть определенный ряд неисправностей, которые проявляются в нарушении работы охлаждающей системы. Самыми популярными неисправностями являются:

  • Протечка;
  • Заклинил клапан;
  • Поломка элемента, отвечающего за терморегулирование;
  • Не работает клапан малого круга.

Протечка термостата бывает из-за того, что прокладки начинают разрушаться и сквозь них начинает протекать охлаждающая жидкость. Явление не особо распространенное, но это возникает из-за попадания масла. Масло со временем начинает разъедать резину, прокладки портятся и полежат замене.

Клин клапана способствует перегреванию двигателя. Клапан в таком случае либо не открывается, либо не закрывается до конца. Температура из-за этого не удерживается на оптимальном уровне.

При поломке элемента, отвечающего за терморегулирование, прибор перестает своевременно реагировать на изменения температурного режима. Таким образом, происходит хаотичное открывание клапана и из-за этого двигатель внутреннего сгорания может перегреваться при работе или же наоборот слишком долго доходить до рабочей температуры.

Поломка клапана малого круга выявляется на двухклапанных термостатах, где работа системы охлаждения происходит, циркулируя по малому и большому кругу. Если на малом кругу крышка перестает открываться или открытие происходит не до конца, то антифриз начинает работать только по большому кругу. Из-за этого ДВС начинает слишком долго прогреваться.

Зачастую проблемы вызывает именно повреждение клапана, поскольку при работе, во время поступления антифриза, на него воздействует повышенная нагрузка. Из-за повышенных нагрузок он может повредиться и нарушить циркуляцию системы охлаждения.

Работа машины при нерабочем термостате

Если на автомобиле используется нерабочий термостат, то это приведет к понижению ресурса двигателя внутреннего сгорания. Легче всего устранять причины на начальных этапах, потому что это менее затратное решение. На поздних этапах эксплуатации водителю приходится уже лечить именно последствия и тратить намного больше денег.

Когда термостат неисправен именно на малом кругу, то циркуляция происходит по большому кругу. Поскольку двигатель внутреннего сгорания прогревается гораздо дольше, то большую часть работы масло не успевает нагреваться и приобрести оптимальную вязкость для работы ДВС.

Если понятно, что термостат не работает в принципе, то двигатель будет быстро нагреваться и переходить нормированный уровень температуры. Перегрев двигателя способствует сокращению его времени работы.

Необходимо понимать, к каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля и неработающего термостата. А поломки могут быть очень серьезные, — это поломка двигателя внутреннего сгорания. В лучшем случае придется делать капитальный ремонт, — в худшем искать новый мотор. Конечно можно приобрести контрактный с другого автомобиля, но стоимость не бюджетна, поскольку двигатель, — это сердце машины.

Что делать, если термостат сломался в пути

Если поломка происходит в пути, то при передвижении двигатель внутреннего сгорания будет перегреваться. На такой машине не рекомендуется передвигаться, но бывают ситуации, когда оперативно заменить запчасть нет возможности. Работающий мотор не стоит перегревать, поэтому при передвижении нужно уменьшить его нагревание. Для этого стоит включить печку на максимальную температуру и на полную мощность.

При такой езде двигатель меньше подвергается нагреванию и можно доехать до места назначения. Периодически необходимо оценивать температурную обстановку и наблюдать, чтобы она не превышала определенного уровня. При повышенной температуре рекомендуется остановить машину и открыть капот для того чтобы охладить мотор. Когда он остынет можно продолжить движения, наблюдая за стрелкой, останавливая автомобиль каждый раз, когда она достигает определенной температуры.

В зимнее время года, холодная погода способствует охлаждению автомобильного мотора. Поэтому даже если будет не работать термостат, то передвигаться за счет внешнего охлаждения до момента, пока мотор не нагреется можно значительно дольше.

Определяем работоспособность термостата

Для того чтобы понять, работает термостат или нет, достаточно завести автомобиль и подождать 5–10 минут. После этого нужно проверять патрубки системы охлаждения. Они должны быть нагретые, в этом случае система охлаждения функционирует в правильном режиме.

Есть также возможность проверить работу термостата с помощью демонтажа. Для этого необходимо его снять и отнести домой. В домашних условиях ставим на плиту кастрюлю с водой и нагреваем ее. В воду опускаем устройство и ждем. Когда температура воды достигнет отметки 90 градусов, клапан должен открыться, поскольку именно в этот момент в автомобиле он производит подачу антифриза в охлаждающую систему.

Как заменить термостат

Для того чтобы заменить термостат, не обязательно будет обращаться в автосервис. Замену можно провести даже в полевых условиях. Для этого необходимо изначально подготовить емкость, в которую будет производиться слив антифриза. После того, как жидкость будет слита, нужно провести снятие термостата.

Когда термостат снят, рекомендуется его очистить, а после проверять на работоспособность. Если термостат после очистки оказался рабочий, то устанавливаем на место, если нет производит замену на новый. Стоит посмотреть, в каком состоянии на данный момент находятся прокладки устройства. Если они уже начали разъедаться, то лучше их заменить на новые, потому что в скором времени они могут начать протекать.

Читайте также  Что означает черный дым из выхлопной трубы

Почему термостат выходит из строя

Основные признаки неисправности термостата появляются из-за того, что вещество наполнителя уже становится старым, либо же узел начинает засоряться из-за накипи. Неисправность термостата зачастую проявляется именно в заклинившем клапане. Причем его может заклинить как в открытом положении, так и в закрытом. Иногда он заклинивает даже в среднем положении.

Но у поломок могут и проявляться другие симптомы. Для того чтобы понять, какие признаки поломки могут быть нестандартными, достаточно постоянно наблюдать за прогревом двигателя внутреннего сгорания.

В первом случае автомобиль может изначально работать как обычно, не показывая никаких проблем, но после этого стрелка будет резко подниматься вверх и показывать перегрев. По прохождению 5–10 минут, работа вновь возобновится, и прибор будет нормально функционировать.

Также есть обратная сторона, когда двигатель достаточно долгое время не может нагреться. Например, он прогревается минут 20–30, а только потом начинает нормально функционировать.

Конечно же, в случаях с перегревом ДВС это не приведет к поломке двигателя сразу же при своевременном реагировании. Но если водитель не обнаружит поломку вовремя, то есть риск лишиться мотора и придется приобретать новый.

Если автомобиль полностью не прогревается до рабочей температуры, но уже начинает эксплуатироваться, то в ближайшее время ничего критичного не произойдет. Но такая эксплуатация транспортного средства снижает ресурсы двигателя внутреннего сгорания, а также увеличивает расход топлива при передвижении.

Как определить рабочий термостат или нет, было сказано ранее, но самым действенным методом является использование компьютерной диагностики.

Высококвалифицированные специалисты помогут узнать, почему не работает устройство и что необходимо сделать для ремонта за считанные минуты, подключившись к электронному блоку управления автомобилем.

Полная проверка терморегулятора

Бывает так, что термостат вроде работает корректно, но при этом отображается температура либо ниже нормы, либо наоборот выше. Именно в тот момент, когда клапанная крышка открывается отметка температуры должна быть примерно 90 градусов.

Поскольку открытие клапанной крышки нельзя проверить, не снимая запчасть с автомобиля, то можно лишь примерно определить корректность его работы. Для этого достаточно прогреть мотор до 60–70 градусов. При этой отметке верхний патрубок радиатора начинает нагреваться, при температуре ниже он всё еще остается холодным.

Также есть возможность проверить полноценную температуру открытия клапанной крышки с помощью кастрюльки с водой, по технологии, указанной ранее.

Также в некоторых случаях ход клапана уменьшается. Можно произвести замеры полного хода согласно марки и модели автомобиля, средний ход составляет на машинах от 5 до 8 миллиметров.

Видео по теме

Что такое термостат и почему его приходится менять

Термостат – это прибор для поддержания постоянной температуры в замкнутом контуре.

Для автомобиля это устройство имеет важное значение, поскольку позволяет за короткое время прогревать двигатель авто до необходимого уровня, а также обеспечить комфортную температуру в салоне двигателя для удобства водителя и пассажиров. В то же время, в жаркую погоду он не позволяет перегревать мотор, способствует более эффективному расходу горючего, а также уменьшает токсичность выхлопа автомобиля.

В системе охлаждения он выполняет роль стабилизатора, способствует проникновению антизамерзающей жидкости проникать в большой контур охлаждения.

Таким образом на вопрос: для чего нужен термостат, можно ответить: работа прибора проходит в двух направлениях: с одной стороны, он «дает разрешение» двигателю на быстрый прогрев, а с другой стороны – защищает мотор от перегрева.

  1. Устройство и принцип работы термостата
  2. Как работает термостат и для чего нужен
  3. За что отвечает термостат в автомобиле?
  4. Современные виды термостатов
  5. Неисправности. Как влияют на работу двигателя
  6. Диагностика

Устройство и принцип работы термостата

Схема сборки и устройство термостата одинаковы для различных марок и уровня машины.

  • Корпус из стали высокой прочности.
  • Резервуар со специальной жидкостью, обладающей термочувствительными свойствами.
  • Шток.
  • Патрубки входные и выходные.
  • Клапан основной.
  • Клапан перепускной.

Как работает термостат и для чего нужен

Наполнитель на базе воска реагирует на температурные изменения следующим образом: нагрев свыше 75-80 гр. С вызывает плавление материала и его расширение. Расширяясь воск выдавливает шток. Температура открытия термостата, когда клапан открывается полностью — при 90 гр. С и выше.

Открытие перепускного клапана приводит к выходу жидкого материала в систему охлаждения. Проходя через радиатор., его верхний бак, жидкость поддерживает оптимальный температурный режим движка.

techautoport.ru ь бь

Когда температура снижается, термочувствительная жидкость возвращается к исходному агрегатному состоянию – твердому, что возвращает клапан в закрытое состояние.

Материал для производства прибора- чаще всего латунь, медь или пластик.

Термочувствительный материал – технический воск с присадками графита, алюминия, меди.

За что отвечает термостат в автомобиле?

Работа происходит следующим образом:

  1. Мотор еще не нагрет, в термостат е клапан закрыт, охлаждающая жидкость в системе идет по малому кругу.
  2. Двигатель прогревается и достигает нужного температурного режима, клапан термостата постепенно начинает открываться, что способствует выходу охлаждающий жидкости в большой круг через радиатор и рубашку охлаждения. Это нормализует температуру и предотвращает перегрев, создавая поток охлаждения.

carnovato.ru

Современные виды термостатов

С появлением электронного управления автомобилем к традиционному прибору добавились новые вилы, такие как электронный термостат для автомобиля. Такие приборы устанавливаются для более точного управления температурным режимом автомобиля.

В такой прибор монтируется нагревательный элемент – резистор. Принципиально не меняя термостат, принцип работы и функции узла. Он добавляет ему точности.

Современные модели автомобилей содержат в системе термостата церезин (углеводородный воск).

Неисправности. Как влияют на работу двигателя

Устройство несложное и поломки довольно немногочисленны. Однако выход из строя узла приводит к неприятным последствиям

  • Заклинивание прибора в закрытом состоянии вызывает перегрев мотора, это не зависит от внешней температуры воздуха.

Если не до конца открывается термостат, двигатель не обязательно закипит, — это зависит от состояния и срока эксплуатации машины. Но ситуация все равно неприятная. Единственный способ действий в такой ситуации – замена прибора на новый.

  • «Зависание» в открытом или наполовину открытом состоянии приводит к долгому прогреву мотора. Летом это не так страшно, а зимой можно замерзнуть в автомобиле, поскольку печка не включится и не будет прогревать воздух в салоне. Хотя на работу двигателя мощности прибора хватит.
  • Также одной из проблем может быть банальная коррозия металла – возникновение ржавчины на деталях прибора.

Диагностика

Заметить проблемы легко зимой и сложно летом. В теплое время года движок не требует серьезных усилий для прогрева. Зимой же можно легко определить, зачем нужен термостат: двигатель может прогреваться медленно: указатель температуры с трудом идет к отметкам рабочего диапазона — свыше 75 гр С.

Правильная проверка функционирования термостата:

  • Прогреть движок до нормальной для его работы температуры. Следить, чтобы показатель оборотов не попал в красную область.
  • Заглушить мотор, открыть капот. На радиаторе есть два патрубка: верхний и нижний. Тактильным образом, то есть касаясь шлангов руками, определить какой из шлангов какой температуры. Если верхний шланг горячий, а нижний – холодный, значит термостату кирдык и у вас в системе охлаждения постоянно перекрыт большой круг..

То есть, когда двигатель вышел на рабочую температуру, охлаждающая жидкость должна идти через радиатор, а этого не происходит. Меняйте термоста

blamper.ru

Есть более «экзотический» метод проверки работоспособности устройства, — это народный способ, заключающийся в том, сто термостат надо снять с автомобиля. Узел помещается в емкость с водой, нагретой почти до температуры кипения- 100 гр С.

Вслед за этим нужно осмотреть и проверить, открывается ли клапан. Рабочий исправный термостат должен в горячей воде – при рабочей температуре легко открывать клапан. Если этого не происходит – значит не судьба ему работать дальше — придется заменить на новый.

При покупке нового термостата стоит выяснить, какова нормативная температура полного открытия клапана прибора. Хитрость заключается в том, что если прибор конструктивно «заточен» на высокую температуру открывания клапана, то двигатель может начать не только перегреваться, но и может «закипеть» раньше, чем прибор включится в работу.

Эта ситуация чревата серьезным последствиями для автомобиля в целом и мотора в частности. Ремонтные работы могут обойтись хозяину авто очень дорого, поэтому стоит предусмотреть этот момент заранее.

А на этом про термостат всё!

Но раз уж речь шла про систему охлаждения автомобиля, то как можно забыть про «Антифриз». Нажимайте на ссылку и читайте.

Пишите ваши комментарии и ставьте оценки статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: