Что такое тормозной и остановочный путь

Тема 26.2. Как правильно тормозить.

Теперь мы знаем, что такое безопасная дистанция, но одного этого мало. Надо ещё и уметь правильно тормозить, чтобы этой дистанции хватило.

А для этого водителю необходимо понимать, что такое – остановочный путь , и что такое – тормозной путь .

Представим себе, что в этом месте водитель обнаружил препятствие на дороге. Что будет происходить дальше?

А дальше водитель начнёт реагировать. Глаза сообщат информацию головному мозгу, головной мозг пошлёт сигнал спинному мозгу, спинной мозг скомандует мышцам, и они перенесут правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

И всё это время автомобиль будет продолжать двигаться

без торможения!

Это время (от момента обнаружения препятствия до начала принятия мер)

принято называть временем реакции водителя .

Что подразумевается под временем реакции водителя?

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

Комментарий к задаче

Почему третий ответ неправильный? Да потому, что время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза, это только лишь составная часть общего времени реакции водителя. От момента, когда водитель увидит препятствие, и до момента, когда он начнёт переносить ногу (сообразит, что надо тормозить), тоже пройдет какое-то время.

Так что правильный ответ – второй.

Ну, хорошо, а что дальше?

А дальше водитель, наконец, надавит на педаль тормоза. Но торможение начнётся чуть позднее! Тормозные колодки прижмутся к дискам не одновременно с нажатием на педаль. Время срабатывания гидравлического привода тормозных механизмов составляет 0,1 – 0, 4 секунды.

И эти доли секунды автомобиль по-прежнему будет двигаться без торможения!

Но вот, наконец, тормозные колодки прижались к тормозным дискам, с этого момента началось торможение. Теперь от момента начала торможения и до полной остановки машина проделает путь, который принято называть тормозным путём.

Тормозной путь – это путь, пройденный от момента начала торможения до полной остановки.

То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.

А полностью остановочный путь включает в себя:

– путь, пройденный за время реакции водителя,

– путь, пройденный за время срабатывания тормозов,

– тормозной путь.

Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.

Что подразумевается под остановочным путём?

1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определённому технической характеристикой данного транспортного средства.

Итак, общий остановочный путь включает в себя: путь, пройденный за время реакции водителя,

путь, пройденный за время срабатывания привода тормозов, и собственно тормозной путь.

Что касается времени срабатывания привода, то сие от нас не зависит, и этим мы управлять не можем. Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена ему природой.

Но вот длина тормозного пути очень даже зависит от мастерства водителя.

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – “Блокировка колёс” .

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и если колёса не катятся по дороге, а именно скользят, тогда тормозной путь существенно увеличивается. Более того, машина становится неуправляемой! И вращать рулевое колесо бессмысленно, это не даст никакого результата! Колесу всё равно как скользить – прямо оно стоит или повёрнуто.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым, а тормозной путь увеличивается!

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

Но слабое давление на педаль тормоза тоже увеличивает тормозной путь! А нам-то надо экстренно остановиться! Значит, опять наращиваем давление на педаль – ОЙ! – колеса скользят! – значит, снова ослабляем усилие нажатия.

Такой способ (удерживать педаль тормоза на грани блокировки колёс) называют прерывистым и применяют при экстренном торможении.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Antilock breaking system – антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.

Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.

2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?

1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки.

2. Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза.

3. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.

Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?

1. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

2. Путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.

3. Путём использования стояночной тормозной системы.

И ещё будет пара несложных задачек про тормозной путь:

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющем тормозной системы?

1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.

2. Увеличивается.

3. Не изменяется.

Комментарий к задаче

При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции прямопропорциональна массе (чем больше масса, тем больше сила инерции). А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь.

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?

1. Не зависит.

2. Увеличивается пропорционально скорости.

3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Комментарий к задаче

При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции зависит не только от массы автомобиля, но ещё и от скорости. Причём связь между силой инерции и скоростью – квадратичная. Если скорость увеличить в два раза, сила инерции увеличится в четыре раза. Соответственно, так же увеличится и тормозной путь.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с механической коробкой перемены передач.

Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с МКПП.

Когда мы разгоняем автомобиль, мы последовательно переходим с самой низкой (первой) передачи на самую высокую (четвёртую, пятую или даже шестую в зависимости от того, сколько их есть на данном автомобиле). Но тогда получается, что если наоборот, последовательно переходить с пятой передачи на четвёртую, затем на третью, на вторую и, наконец, на первую, тогда скорость автомобиля будет неумолимо падать. А если на первой передаче ещё и отпустить педаль газа, тогда вообще можно двигаться со скоростью пешехода. Это называется торможение двигателем.

Опытные водители любят торможение двигателем и часто его применяют.

Особенно полезно применять торможение двигателем на крутых или затяжных спусках,

чтобы уберечь основные тормозные механизмы от перегрева (раскалившиеся тормоза перестают тормозить).

Чем опасно длительное торможение с выключенной передачей или сцеплением на крутом спуске?

1. Значительно увеличивается износ протектора шин.

2. Повышается износ деталей тормозных механизмов.

3. Перегреваются тормозные механизмы, и уменьшается эффективность торможения.

Комментарий к задаче

Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?

1. Чем круче спуск, тем выше передача.

2. Чем круче спуск, тем ниже передача.

3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.

Комментарий к задаче

Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы».

Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть. Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, что спуститься безопасно.

Ну, хорошо, тормозить мы научились. Но это вовсе не значит, что можем теперь гонять с любой скоростью.

От чего зависит и как рассчитывается тормозной путь

Ни один из производителей не указывает параметры тормозного пути в технической документации к своим моделям, но отрицать важность этой характеристики может лишь человек, бесконечно далекий от управления автомобилем. Значение данного параметра – величина непостоянная, зависящая от объективных и субъективных факторов.

Читайте также  Можно ли смешивать тормозную жидкость DOT 4 разных производителей

Понятия остановочного и тормозного пути

Вне зависимости от уровня профессионализма человека, управляющего автомобилем, при движении возникают ситуации, вынуждающие остановить транспортное средство. И сделать это надо очень быстро. Это могут быть:

  1. Выход из строя агрегата (узла) автомобиля, влияющего на безопасность движения.
  2. Препятствия на проезжей части (камень, яма, упавшее дерево).
  3. Неожиданное появление человека (животного) на дороге.
  4. Создание другими участниками движения аварийной ситуации.

Возникновение любой из ситуаций вынуждает водителя применять экстренное торможение автомобиля. Однако из основ физики известно, что любое движущееся тело какое-то время продолжает поступательное движение, повинуясь силе инерции. То есть, проходит определенное расстояние.

Тормозной путь автомобиля – это расстояние, пройденное им в отрезке времени, ограниченном моментом срабатывания тормозной системы и моментом его полной остановки. Этот временной отрезок — «время тормозного пути».

Но за рулем автомобиля не робот, а человек, которому необходимо время на анализ ситуации и принятие решения, или время реакции, в течение которого авто продолжает движение, проходя путь реакции.

С момента возникновения необходимости остановки и до остановки транспортное средство пройдет путь, равный сумме пути реакции и тормозного пути. Это – остановочный путь автомобиля, а время его прохождения называют временем остановочного пути.

Формула тормозного пути автомобиля

Часто возникают ситуации, требующие узнать тормозной путь автомобиля. Это необходимо при:

  • проведении криминалистической экспертизы (например, в случае ДТП);
  • контрольных проверках доработанных тормозных систем;
  • испытаниях автомобилей, запускаемых в серийное производство.

Расчет тормозного пути выполняется по формуле:

Коэффициент сцепления – величина непостоянная, поскольку его значение зависит от состояния дорожного покрытия. Ниже в таблице приведены усредненные значения Фс для основных типов дорожных условий.

Числовое значение коэффициента

Пример №1: Автомобиль движется по заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч. На расстоянии ста метров водитель замечает внезапно возникшее препятствие и начинает торможение. S = (1/ (254 • 0,2)) • 100 2 . Путем несложных вычислений получаем длину тормозного пути автомобиля, равную 196,85 метра.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин, влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

1. Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п. Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости. Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч

Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

2. Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 80 2 . Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

3. Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест. Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля. Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

Не менее важна роль шин, поскольку они обеспечивают сцепление автомобиля и дорожного полотна. Давление в шинах, отличающееся от значений, рекомендованных производителем, увеличивает тормозной путь. Равно как и изношенная, «лысая покрышка». Недостаточная глубина протектора препятствует эффективному отводу воды и создаёт водяную пленку между колесом автомобиля и дорожным покрытием, создавая эффект аквапланирования.

В результате транспортное средство «плывет», теряя управление.

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

4. Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия

Величина тормозного пути, м

снежная каша, лед, неровности

5. Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий.

6. Потеря концентрации внимания водителем

Любое транспортное средство – источник повышенной опасности, и человек, управляющий им, должен быть сосредоточен на контроле дорожной обстановки. От степени концентрации внимания зависит время реакции водителя на ее (обстановки) внезапные изменения, скорость и правильность принятия необходимого решения.

Пример №3: Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч в условиях хорошей видимости, отвлекся на звонок смартфона и увидел препятствие, внезапно возникшее на расстоянии 150 м, с задержкой в 4 секунды. Путь реакции составил 100 м. Торможение началось в момент, когда до препятствия оставалось 50 м, при величине тормозного пути в данных условиях 53 м.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Правила дорожного движения РФ запрещают пользование мобильными устройствами (без гарнитуры) во время управления транспортным средством. Однако уровень дисциплинированности водителей в соблюдении запрета ненамного превышает нулевую отметку. Между тем, ученые доказали, что степень функциональности головного мозга водителя, разговаривающего по телефону, снижается до уровня человека, находящегося в состоянии легкого опьянения.

Коснувшись темы опьянения, напомним, что время торможения зависит и от состояния человека, управляющего автомобилем. Употребление алкоголя или наркотических препаратов снижает степень концентрации внимания, быстроту анализа обстановки и принятия решения.

Перечень причин, влияющих на величину остановочного или тормозного пути, не исчерпывается факторами, описанными выше. Обозначены лишь ключевые, игнорирование которых приводит к печальным результатам.

И в заключение, несколько слов о том, как повысить степень интенсивности торможения или как сократить тормозной путь. Существует два пути:

  1. Поведенческий. Он заключается в учете водителем транспортного средства при выборе алгоритма движения определенного комплекса факторов: возраст и состояние машины, ее загруженность, оживленность движения, характеристики дороги и т.д.
  2. Технический, основанный на повышении эффективности тормозной системы автомобиля: оснащение вспомогательными системами торможения, использование максимально функциональных комплектующих (диски, колодки) и т.п.

Все действия водителя, направленные на сокращение тормозного пути его автомобиля, не что иное, как его забота о повышении безопасности поездки.

Тормозной и остановочный путь ТС

Остановочный путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь.Остановочный путь включает в себя расстояние пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.Время реакции водителя — время с момента обнаружения им опасности до совершения необходимых действий, таких как, например, перенос ноги на педаль тормоза, нажатие на неё. Зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, от его психо-эмоционального состояния. Время реакции увеличивается при

утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении.

Время срабатывания тормозной системы — время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие всех тормозных механизмов. Зависит от качества и состояния тормозной системы.

Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.

Протяжённость тормозного пути зависит от скорости, состояния проезжей части, шин, массы транспортного средства, погодных условий. Особое влияние на протяжённость тормозного пути оказывает эффективность тормозной системы (ТС). Она складывается из технологических особенностей узлов ТС — «Электронных помощников», логики их работы, диаметра тормозных дисков, материалатормозных колодок

, принудительной вентиляции и других параметров.

В общем случае, для колесных транспортных средств при максимальном тормозном воздействии на все колеса вплоть до полной блокировки, ускорение, а следовательно, и тормозной путь не зависят от массы транспортного средства

Методика анализа маневра автомобиля. Виды маневров.

При прямолинейном движении автомобиля показа­телем устойчивости является критическая скорость по условиям буксования ведущих колес Uбук. Так, при движении по горизонтальной дороге автомобиля с задним ведущим мостом (6.1)для автомобиля с передним ведущим мостом (6.2)

и кру­тыми подъемами. Если тяговая сила станет примерно равной силе сцепления, то даже небольшая поперечная сила может вызвать боковое скольжение ведущих колес по дороге.

Технической причиной ДТП может быть плохая устой­чивость автомобиля. Управляя неустойчивым автомо­билем, водитель вынужден сосредоточивать внимание на нем, постоянно корректируя его движение и отвлекаясь от наблюдения за окружающей обстановкой. Длитель­ная работа на неустойчивом транспортном средстве приводит к нервному перенапряжению водителя и быст­рому его утомлению, повышает вероятность ошибок при управлении автомобилем.

Нарушения устойчивости автомобиля проявляются в произвольном изменении направления движения (рысканье), скольжении шин по дороге и опрокидывании. Выезд автомобиля в соседний ряд, на встречную сторону проезжей части или за пределы дороги — наиболее частые последствия недостаточной устойчивости. Анали­зируя ДТП с подобными обстоятельствами, эксперты обычно определяют критическую скорость автомобиля, т. е. максимально возможную скорость, при которой еще сохраняется устойчивое движение транспортного средства.

Читайте также  Как работает тормозная система в авто

Потеря устойчивости наиболее вероятна на участках дороги со скользким неровным покрытием

Виды маневров

При возникновении опасной дорожной ситуации все участники движения должны принимать меры для ее ликвидации и предотвращения назревающего ДТП. Один из способов его предотвращения, которыми рас­полагает водитель, заключается в объезде опасной зоны путем поворота рулевого колеса и смещения автомобиля в поперечном направлении. В сложившейся экспертной практике возможность объезда до последнего времени рассматривалась довольно редко. Это объясняется, с одной стороны, громоздкостью формул, рекомендуемых теорией для расчета криволинейного движения автомо­биля. С др. стороны, ПДД на протяжении многих лет предписывали водителю снижение скорости в качестве единственного средства ликвидации опасной обстановки. И только согласно последней редакции Правил (1987 г.) водитель «при возн-и препятствия или опасности для движе­ния. должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС или безопасного для других участников движения объезду препятствия»

Рис 6 4 Типы маневров а — «вход в поворот», б — «вход — выход», в — «смена полосы движения»

Что такое тормозной и остановочный путь автомобиля

Дорожное движение помимо заключённого в названии, собственно, движения предполагает остановку. Вы тормозите на светофоре, перед пешеходным переходом, перед другой машиной и тому подобное по много раз за поездку. Иногда (обычно чаще, чем хотелось бы) вам приходится останавливаться очень быстро и резко. Есть 2 термина, которые нужно различать в связи с этим: тормозной путь и остановочный путь. Они значат разные вещи, хоть и связаны между собой общим предназначением: показать водителю, что законы инерции действуют на любую машину.

В чём разница

Тормозной путь для каждой машины является статическим показателем. Его замеряют инженеры на тестах, указывают в расширенных спецификациях. Конечно, мы пока говорим об идеальных условиях. Такие показатели не будут учитывать мокрый асфальт, стёртые колодки и изношенную резину. Поэтому не стоит воспринимать эти цифры как нечто магическое, что заставит ваш автомобиль одинаково затормозить и на сухом новом асфальте, и на мокром льду. На них стоит лишь ориентироваться, не более.

Гораздо более значимым показателем для водителя (и гораздо более субъективным, как бы парадоксально это ни звучало) будет остановочный путь. То, что подразумевается под остановочным путём, можно замерять только разово. Скорее всего, каждый раз цифры будут разными, это определено самой сутью показателя. Итак, это расстояние, которое машина проходит с момента, когда водитель заметил препятствие, и до момента полной остановки. То есть этот показатель зависит от скорости вашей реакции, от вашей концентрации на дорожной обстановке, от того, с какой силой вы давите на педаль тормоза… Естественно, всё это очень индивидуально. Вы можете сказать, что цифры не должны отличаться очень уж сильно, и мы бы с вами согласились, если бы не одно «но»: время между «заметил» и «осознал» очень сильно зависит от вашего состояния. Сторонний наблюдатель может хоть как-то это оценить, но вот вы сами не способны на это. В частности, именно поэтому запрещено садиться пьяным за руль. Ваша реакция замедляется, но вы сами этого не осознаёте; поэтому пьяный водитель представляет огромную опасность для всех участников движения, в том числе и для самого себя.

Как считать

Формул для расчёта остановочного пути, соответственно, не существует. Наш математический аппарат не способен обработать такое количество переменных. Поэтому, пожалуйста, не отвлекайтесь от дороги, когда сидите за рулём.

Тормозной путь часто отождествляют с длиной тормозного следа. Хоть эти показатели и не значат одно и то же, однако вытекают один из другого. Поэтому не станем отходить от общепринятой практики. В этом смысле тормозной путь широко используется в разборе дорожных ситуаций; например, зная массу машины и измерив тормозной путь, можно определить скорость, с которой двигался автомобиль. Если говорить о готовой формуле, то вот так она выглядит:

Va — собственно, скорость, которую нам нужно вычислить;
tз — время усиления торможения;
j — установленное время торможения (берётся из таблицы);
Sю — длина тормозного следа.

Обратите внимание, что величины измерения в этом уравнении — секунды и метры. Соответственно, ответ вы получите в метрах в секунду; мы предупреждаем, чтобы не сбивать вас с толку. На первый взгляд, формула не такая уж сложная. Тем не менее вычисления могут запутать вас из-за достаточно большого числа параметров и их непрозрачности. Например, время усиления торможения как-то интуитивно не может появиться у вас в голове, когда вы смотрите на след от своей резины. Определение скорости по тормозному пути всё же остаётся уделом экспертов. А теперь представьте, что вдобавок к этому вам нужно учесть ещё с десяток параметров, относящихся к вам и вашему состоянию. Представили? Это сложно для неподготовленного к математике, физике и баллистике человека, так что расчёты тоже оставим экспертам. Надо же им чем-то заняться.

А что тогда

Можно провести расчёт тормозного пути автомобиля, но мы считаем, что это бессмысленно. Как-то с трудом можно представить, чтобы водитель, особенно неопытный, в момент, когда нужно принимать решение, начал подставлять цифры в формулу. Существуют средние показатели, на них и следует ориентироваться. Пусть они приблизительные, но они могут подсказать вам порядок цифр, «вилку» значений. Существуют таблицы длин тормозного пути автомобиля в зависимости от его класса, потому что, само собой, тяжеленный внедорожник тормозит совсем не так, как микролитражка. Эти таблицы составляются для скорости 60 км/ч. Но будьте осторожны, пропорция для расчёта коварна, она умножает значения на квадрат «дельты», то есть при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличится в 4 раза!

Существуют некие стандарты для веса автомобиля определённого класса. Вряд ли, скажем, огромный пикап будет весить меньше полутора тонн (мы бы ставили, вообще-то, тонны на 2). А вот спорткар или суперкар, кузов которого выполнен практически полностью из углеродного волокна или ещё какого-нибудь гиперинновационного материала, это уже совсем другое дело. Он не вписывается ни в одну таблицу, да и не место ему там. Вот почему в таблице значения усреднённые и приведены они для владельцев серийных автомобилей.

Эти значения, как мы уже писали, не должны восприниматься вами как истина в последней инстанции. Это идеальные цифры, повторить их смогут разве что профессиональные гонщики на абсолютно новых автомобилях. В этой таблице может быть указан тормозной путь для мокрой дороги, но мы-то с вами знаем, что «мокро» бывает неодинаково. Ливень или дождь? Плюс на улице, ноль или минус? День или ночь? Так что таблица не панацея. Да, она полезна, чтобы вы узнали, сколько примерно будет ехать ваша машина после того, как вы нажали на тормоз, но не более. Всё равно на дороге вам нужно соблюдать осторожность и дистанцию.

Калькулятор не пригодится

Чтобы хоть как-то рассчитать тормозной путь своего автомобиля, вам потребуются знания, упорство и куча данных. Так что это, как мы уже сказали выше, не очень полезно. Вместо этого лучше принять меры для того, чтобы снизить это значение, даже если вы не знаете его с точностью до сантиметров. Регулярно проверяйте состояние тормозной системы, доливайте тормозную жидкость, меняйте колодки. И внимательно смотрите за дорогой, это может спасти не только вашу, но и чужую жизнь.

Тем не менее не переусердствуйте. Конечно, важно соблюдать дистанцию, но если вы прикинули, что ваш тормозной путь составит примерно, скажем, 20 метров, это не значит, что нужно держать именно такое расстояние между вашими машинами. Будьте здравомыслящим человеком. Машина впереди движется со сравнимой с вашей скоростью и она также обладает массой, так что не сможет затормозить мгновенно. Поэтому нескольких метров между вами будет достаточно.

Ещё один важный момент для вас: оборудована ли ваша машина ABS? Если да, то эта система обезопасит вас от заблокированных колёс при любом торможении, особенно при резком. Так, вас не понесёт в неконтролируемый занос. Если же этой системы на вашем автомобиле нет, то не давите на педаль изо всех сил. Периодически приподнимайте ногу, совсем немного. Это ослабит нажим тормозных колодок, даст колесу потратить хоть небольшую часть инерции торможения на прокручивание, и опять-таки не даст ему уйти с траектории.

В общем, наши рекомендации банальны до невозможности: следите за состоянием систем своего автомобиля, следите за дорогой, не садитесь за руль пьяным или сонным и помните — дорога опасна. Не расслабляйтесь, и это сохранит вам жизнь.

Что такое тормозной и остановочный путь

Что такое тормозной путь? Мощность торможения и мощность двигателя

Тормозной путь — это расстояние от момента нажатия водителем на педаль тормоза до момента остановки автомобиля.
Остановочный путь — это время, необходимое водителю до нажатия на педаль тормоза, время срабатывания тормозной системы и расстояние, пройденное за время остановки транспортного средства. В этом случае остановочный путь, дольше тормозного пути.
Характеристики шин и дорожные условия влияют на тормозной путь (и остановочный путь) автомобиля. Изношенные некачественные шины, мокрые и обледенелые дороги и т. Д. Что касается нашей темы, давайте поговорим о массе и скорости транспортного средства, которые влияют на тормозной путь. По мере увеличения массы автомобиля тормозной путь увеличивается с той же скоростью.
Увеличение скорости автомобиля значительно увеличивает тормозной путь. Другими словами, если скорость автомобиля увеличивается в 2 раза, тормозной путь увеличивается в 4 раза.
Например, если автомобиль, движущийся со скоростью 30 км / ч, останавливается через 10 метров, то же транспортное средство, движущееся со скоростью 60 км / ч, может остановиться через 40 метров при нажатии на тормоз. Скорость увеличилась вдвое, но остановочный путь увеличился в 4 раза.
Причина кроется в формуле энергии движения транспортного средства.
Энергия движения находится по формуле K = 1 / 2.m.v2. Здесь m — масса, V — скорость, как вы можете видеть, энергия движения равна половине массы, умноженной на квадрат скорости. Если скорость увеличивается вдвое, энергия увеличивается в четыре раза.

Читайте также  Что понимается под стояночной тормозной системой

Взаимосвязь между скоростью автомобиля и тормозным путем

Пример:
Расчет кинетической энергии (расчет энергии движения)

Давайте найдем энергию автомобиля весом 1000 кг, движущегося со скоростью 50 км/ч. (берем скорость в м/с, 50 км/ч = 13,8 м/с)
K = (1/2). М v2 -> K = (1/2). 1000 кг. (13,8 м/с) 2
Энергия K = 95 220 джол.

Опять же, давайте найдем энергию 1000-килограммового транспортного средства, когда оно на этот раз удвоит свою скорость и разгонится до 100 км / ч. (Мы конвертируем скорость в м/с и получаем 100 км/ч = 27,7 м/с)
K = (1/2). М v2 -> K = (1/2). 1000 кг. (27,7 м/с) 2
Энергия K = 383 645 джоулей.

Поскольку скорость, показанная в примере, увеличилась в 2 раза, энергия увеличилась в 4 раза.
Поскольку эта энергия движения преобразуется в тепловую при торможении, когда энергия увеличивается в 4 раза, тормозной путь также увеличивается в 4 раза. Например, вместо остановки на 10 метрах он останавливается на 40 метрах.

Увеличивают ли широкие шины тормозное усилие?

Глядя на формулу тормозной силы (Fs = μ. FN), установка шин с более широкой поверхностью на одном и том же транспортном средстве не увеличивает тормозное усилие.

Fs: Сила трения (торможения) (сила, замедляющая автомобиль)

μ: Коэффициент трения (между дорогой и шиной) является наиболее важным фактором, коэффициент трения зависит от типа конструкции поверхностей трения (шина-асфальт). Другими словами, это зависит от асфальта, гравия, мокрой, заснеженной дороги и качества шины, а не от ширины покрытия.

FN : Вертикальная сила, действующая на шину (нормальная сила). Эта сила представляет собой вес, соответствующий каждому колесу транспортного средства.

Тормозной путь одного и того же автомобиля с широкими шинами и обычными шинами одинаков. Тормозное усилие передается на дорогу контактной поверхностью шины. Шины с большой площадью поверхности имеют больше контактных поверхностей, но это не влияет на коэффициент трения или трения (силу торможения).
Широкие шины имеют больше поверхностей контакта с дорогой, более широкая поверхность контакта снижает количество силы на единицу площади, то есть давление, оказываемое шиной на дорогу. В этом случае можно сказать, что на широких шинах происходит меньший износ.
Основная тема

Расчет тормозного усилия и коэффициента трения

Расчет тормозного усилия и сил, возникающих во время торможения

Существует два разных метода расчета тормозной силы: один — это «теоретическая (требуемая) тормозная сила», а другой — «передаваемая (фактическая) тормозная сила».
* Теоретическое (должное) тормозное усилие: это тормозное усилие, при котором используются переменные скорости-ускорения и массы транспортного средства и вычисляется тормозное усилие, необходимое для остановки транспортного средства за определенное время. Эта сила вычисляется по формуле F = m.a.
* Передаваемое (фактическое) тормозное усилие; эта сила на самом деле является тормозной силой между шиной и дорогой, эта фактически возникающая тормозная сила также дает максимальное тормозное усилие, которое может быть достигнуто, и эта тормозная сила не имеет ничего общего со скоростью.
Подробное описание этих двух тормозных сил приводится ниже.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ (ДОЛЖНОЕ) ТОРМОЗНОЕ УСИЛИЕ

Формула силы торможения такая же, как формула силы Ньютона. F = m.a

F = Сила, единица: Ньютон (Н) (здесь мы называем это тормозной силой)
m = Масса, единица килограмм (кг)
a = ускорение, единица измерения (м / с2) метры на секунду в квадрате

(1 Ньютон — это сила, которая ускоряет или замедляет массу 1 кг с ускорением 1 м / с2.)
Здесь;
* F — тормозное усилие,
* m — масса автомобиля, например легковой автомобиль — около 1300 кг.
* a — ускорение — это замедление транспортного средства. По определению, ускорение — это изменение скорости в единицу времени.

Единица ускорения — м / с2. Также есть ускорение или замедление.
По формуле F = m.a. Сила торможения зависит от массы и ускорения (замедления) транспортного средства. Чем больше масса автомобиля или больше замедление (отрицательное ускорение), тем больше тормозное усилие, необходимое для остановки автомобиля.

Тормозное усилие (F), необходимое для остановки грузовика, движущегося со скоростью 100 км / ч (10 000 кг), также больше, чем тормозное усилие (F) автомобиля, движущегося со скоростью 100 км / ч (1500 кг).
Или, если два автомобиля одинакового веса движутся со скоростью 100 км / ч и одно останавливается за 5 секунд, а другое за 10 секунд, тормозное усилие транспортного средства, которое останавливается быстрее за 5 секунд, больше.

Пример:
В качестве примера тормозной силы: позвольте автомобилю весом 1500 кг двигаться со скоростью 100 км / ч, нажмите на тормоз и остановитесь через 5 секунд.

Ускорение при замедлении этого автомобиля: Ускорение рассчитывается по формуле (изменение скорости / изменение времени).
a = ΔV / Δt -> a = (100 км / ч) / (5 с) Здесь нам нужно указать единицу скорости, км / ч, в метрах / секунду. 100 км / ч = 27,7 м / ч.

В этом случае ускорение находится как a = (27,7 м / с) / (5 с) -> a = 5,54 м / с2.

Тормозная сила:
F = m.a -> F = 1500 кг. 5,54 м / с2 -> F = 8,310 Н (в Ньютонах).
(Другая единица Ньютона — кгм / с2.)

Обычному автомобилю среднего класса требуется около 10 секунд, чтобы разогнаться от 0 до 100 км / ч. Однако для достижения 0 со 100 км / ч, то есть для остановки, требуется менее 5 секунд.
Из этого можно сделать вывод, что тормозная сила каждого транспортного средства как минимум в 2 раза больше, чем сила привода двигателя. Эта разница может достигать 8 раз.

ПЕРЕДАВАЕМОЕ (ФАКТИЧЕСКОЕ) ТОРМОЗНОЕ УСИЛИЕ

Тормозной эффект транспортного средства, то есть эффект, который замедляет или останавливает транспортное средство, зависит от силы трения между шиной и дорогой. Мы также можем назвать силу трения тормозной силой, передаваемой от шины к дороге. Тормозное усилие создается за счет трения колодки о диск, но оно работает, когда оно передается с шины на дорогу, здесь важно то, что тормозное усилие, созданное в тормозной системе, может максимально передаваться на дорогу. Чем больше сила трения между шиной и дорогой, тем больше фактически достигается тормозная сила и тем легче тормозить транспортное средство.

Тормозное усилие получается за счет трения колодки и диска в тормозной системе, но в конечном итоге тормозная сила, которая нам нужна, является «передаваемой тормозной силой» между шиной и дорогой. Это эффект остановки автомобиля.

Сила трения (Fs) и тормозная сила взаимозаменяемы. Фактически, сила трения между шиной и дорогой — это сила, которая обеспечивает удержание на дороге, то есть эта сила также заставляет транспортное средство ехать и останавливаться, единственное изменение — это направление и источник силы.
Тормозное усилие определяется путем умножения коэффициента трения на вертикальную силу, действующую на шину в результате массы транспортного средства.
Fs = μ. FN
Fs: Сила трения (торможения)
μ: коэффициент трения (между дорогой и шиной) (произносится mu)
FN: Вертикальная сила, действующая на шину. (Нормальная сила)

Что такое вертикальная сила (нормальная сила)?

Как можно понять из формулы, если вес (масса) транспортного средства увеличивается или увеличивается коэффициент трения, тормозная сила транспортного средства также увеличивается. Тормозная сила шины загруженного транспортного средства больше, чем у пустого транспортного средства. Конечно, тормозное усилие, которое необходимо создать в тормозной системе (колодка-диск), также должно быть больше (достаточным). Если тормозная сила на колодке-диске недостаточна, тормозная сила (сила трения) между шиной и дорогой практически не имеет значения.
Возможно, вы видели, что зимой в транспортные средства кладут мешки с песком или что люди прыгают на колесах буксирующего транспортного средства, логика и цель всего этого одна и та же; Это увеличение массы транспортного средства на колесах, то есть увеличение вертикальной силы, действующей на шину, и, таким образом, увеличение силы трения (сцепления с дорогой) между шиной и дорогой. Водитель пикапа, который зимой кладет себе в машину мешок с песком, увеличивает сцепление и тормозную силу шин автомобиля на снегу.

Что такое коэффициент трения? (μ)

Коэффициент трения — самый важный фактор при получении тормозного усилия. Коэффициент трения зависит от конструкции дороги и шины, то есть от свойств материала двух поверхностей трения. Например, на заснеженно-обледеневшей дороге значение коэффициента трения уменьшается, что увеличивает тормозной путь.

Коэффициент трения на сухой асфальтовой дороге — 0,8 и это наилучшее значение, коэффициент трения на мокрой дороге — около 0,5, коэффициент трения на заснеженной обледенелой дороге — около 0,2.

Летние шины зимой твердеют на морозе и коэффициент трения снижается, в то время как зимние шины не твердеют на морозе зимой и их коэффициент трения не уменьшается, они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой (сила трения) с помощью их зубчатой, рифленой поверхности.

Расчет тормозной силы, образующейся на шине.
Пример: Давайте рассчитаем максимальное тормозное усилие, которое может быть получено от шины транспортного средства массой 1200 кг.

Fs = μ. FN
FN: 300 кг эквивалентно одному колесу, если мы переведем килограммы в ньютоны (1 кг = 10N)
FN: становится 3000N
μ: 0,7
ПС :?

Fs = μ. FN -> Fs = 0,7. 3000N
Fs = 2100N (тормозная сила)

Общая тормозная сила автомобиля определяется путем сложения тормозной силы 4-х колес.
Fs = 0,7 для 4-х колес. 12000N = 8400N.

Когда это же транспортное средство движется по обледенелой дороге, максимальное тормозное усилие будет намного меньше.
μ: 0,2 (коэффициент трения между шиной и дорогой на обледенелой дороге)
Fs = μ. FN -> Fs = 0,2. 3000N
Fs = 2100N (тормозная сила)

Производительность тормозов — проверка тормозов

Эффективность торможения транспортных средств определяется приборами измерения тормозов на станциях техосмотра. Эффективность торможения транспортных средств определяется путем деления тормозной силы транспортного средства на массу транспортного средства и выражается в процентах. Обычно это соотношение должно быть не менее 50%.

Формула расчета тормозов выглядит следующим образом:
Z = (F / G). 100%
Z: скорость торможения
F: тормозная сила
G: вес автомобиля

В приведенном выше примере, если тормозная сила транспортного средства на сухой дороге составляет 8400N, а масса транспортного средства составляет 1200 кг = 12000N;

Z = (F / G). 100% -> Z = (8400/1200). Вычислить можно вот так: 100% -> Z = 70/100 = 70%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: